признаки проблемного заказчика
Алекс Цельный

7 признаков токсичного заказчика

Фриланс — это не только максимально гибкий график работы, возможность работать из любой точки мира и зарабатывать очень приличные деньги.

У фриланса, конечно же, есть и тёмные стороны. Одной из таковых являются проблемные заказчики.

Скажу сразу: мой опыт показывает, что подавляющее большинство клиентов — это обычные, абсолютно нормальные люди. Они ищут исполнителя, способного решить их проблему, и только.

Но попадаются и те, от работы с которыми ты получаешь больше головной боли, чем выгоды.

Причём «кидок» на деньги это не самое плохое, что может произойти в таком случае. На мой взгляд, тот стресс и дискомфорт, который испытывает фрилансер, взаимодействуя с проблемным заказчиком, куда вреднее, чем упущенный заработок.

Негативные эмоции могут на несколько дней выбить тебя из колеи, а также наложить отпечаток на твою дальнейшую активность на фрилансе.

Короче, в топку тех, от кого много головной боли. Делюсь своими маркерами, по которым я распознаю потенциальных горе-клиентов.

Вокруг одни враги

Заказчик жалуется, что куда ни сунься, везде сплошные дилетанты да жулики. Мол, все пытаются его облапошить и наколоть.

“Значит такие тексты вы уже писали? Хорошо, очень хорошо. А то, знаете, развелось тут обманщиков в последнее время. Выдают себя за профи, а как чуть глубже копнёшь, так сразу неумёха и виден!”

Если он характеризует таким образом и своих бывших подрядчиков (неважно, по какому направлению), то 99%, что работать с ним с 99% будет очень и очень тяжело.

Суета сует

проблемный суетливый заказчик

Задавать вопросы — это ОК.

Конечно, твоя упаковка, портфолио и отклик должны быть такими, чтобы у потенциального заказчика их было как можно меньше, но проекты бывают разные и т.д.

Однако если вопросов не просто много, а реально много, то это повод насторожиться.

Нередко за подобной суетливостью и мнительностью скрывается откровенное недоверие и желание контролировать каждый шаг. Нет, свои деньги ты, скорее всего, в итоге получишь, но твой глаз долго ещё будет подёргиваться при виде входящих сообщений и звонков.

Утром стулья, вечером деньги

Свято чти первое правило фриланса: не работать без предоплаты.

Если заказчик наотрез от неё отказывается, то вежливо с ним попрощайся, какие бы аргументы в пользу своей позиции он ни приводил.

Да, возможно, что это следствие недоработки с твоей стороны — твоя кандидатура не вызвала доверия. А может и нет. Может, он из тех, что любят экономить на доверчивых исполнителях.

Как бы то ни было, это не твоя забота — додумывать за другого человека. Двигайся дальше.

Кроить не перекроить

Снова про деньги, но под другим углом. На этот раз они есть, но их мало. Ну или заказчик делает вид, что их мало.

Выражается это в агрессивном выбивании скидки и/или стремлении сэкономить на всём, на чём только можно.

“А почему так дорого? Давайте подешевле вот этот этап сделаем. У меня есть свой человек, он эту часть работы сам сделает, а вы мне её стоимость вычтите из общей, хорошо? И вот с этим вот так же сделаем. Ну и тут ещё повертим-покрутим, а то дороговато как-то”

Нравится ли тебе иметь дело с такими крохоборами? Вот и я думаю, что не особо.

Сами с усами

проблемный заказчик, который разбирается во всем

Потенциальный заказчик сразу же даёт понять, что лучше тебя разбирается в копирайтинге. Он бы вообще сам всё сделал, да времени нет.

Поэтому он ищет отдельные «руки» для выполнения своей задачи.

У такой роли я с ходу вижу два огромных минуса.

Во-первых, результат твоей работы, вероятнее всего, не устроит заказчика. Хуже того, когда ты укажешь на то, что он сам хотел, чтобы задача была выполнена именно так, в ответ тебе (внезапно) напомнят, что ты, дескать, профессионал, так где же ты был? Почему не предупредил, что нужно было делать по-другому?

А, во-вторых, с точки зрения профессионального развития тебе это сотрудничество ничего не даст.

Наконец, такая работа никогда не будет стоить приличных денег. Дорого можно продать как раз таки мозги (читай: знания, экспертность), но никак не руки.

Вы гарантируете это?

Сама по себе гарантия — это крутая штука.

Но в маркетинге и в копирайтинге как его составной части гарантировать что-либо невозможно. Он основывается на человеческой психологии, а не на законах физики или, например, химии.

Нельзя просто сложить одно с другим и гарантированно получить нужный результат. Да, для ряда инструментов будет справедливо утверждение, что если всё сделать правильно, то шансы на успех высоки. Однако высокая вероятность — это не гарантия.

Адекватные заказчики понимают, что бизнес равно риски, в которые входит в т.ч. и риск того, что какой-то из инструментов может сработать не так, как хочется/ожидается.

Но если потенциальный заказчик упорно требует гарантий результата, да ещё и в формате «если не получится, то для исполнителя будут такие-то последствия», то тебе с ним явно не по пути.

Чёткий пацанчик

Мат, грубости, хамство, исходящие от заказчика в большом количестве, являются чётким и однозначным индикатором того, что с ним лучше не связываться. Если человек развязно ведёт себя в рамках рабочей коммуникации, то он по умолчанию не уважает собеседника со всеми вытекающими.

Да и в конце концов, это банально отталкивает (лично мне не доставляет ни малейшего удовольствия подобное общение).

Итог

Все вышеперечисленные маркеры я взял из своего собственного трёхлетнего опыта на фрилансе.

Безусловно, они не являются клеймом. Всегда есть исключения. Но не зря говорят, что исключения только подтверждают правило.

Желаю тебе только хороших заказчиков 😉

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *