Как написать текст: пошаговая инструкция
Как написать текст? Чтобы ответить на этот вопрос правильно, хорошо бы понимать, какой именно текст ты собираешься писать: статью на сайт, пост в Инстаграм или что-то ещё.
Всё это разные виды текстов со своими правилами и нюансами. Допустим, написать текст-рассуждение в качестве домашки – это одно, тогда как анонс вебинара – совсем иное.
С другой стороны, текст – он и в Африке текст. Поэтому несколько общих советов я всё же дам. Поехали.
Содержание статьи:
Как подготовиться к написанию текста
Перед началом работы над текстом стоит чётко уяснить, для каких целей он нужен. При необходимости следует ответить на ряд уточняющих вопросов.
Например:
- На какую аудиторию рассчитан материал: на новеньких или на тех, с кем уже был контакт?
- На какой эффект от написанного материала ты рассчитываешь?
- Где будет опубликован текст: на сайте компании, в социальных сетях, в рассылке, на сторонних интернет-площадках и т.д.?
- Есть ли какие-то формальные требования к тексту: объем, правила оформления, стиль написания?
Ответы на эти вопросы стоит занести в отдельный документ (если ты пишешь текст не для своего проекта, а для заказчика, то нужно утвердить выводы с ним во избежание возникновения проблем в будущем).
При этом рекомендую также грамотно сформулировать для себя ответы на такие вопрос:
- Что нужно (дополнительная информация) для того, чтобы написать текст
- Сколько времени на это потребуется
Если ты пишешь на заказ, то стоит учитывать, что далеко не во всех случаях найдёт время и/или желание отвечать на уточняющие вопросы (на биржах копирайтинга это вообще считается скорее исключением из правил, чем рядовым явлением).
Продумать тему
При написании рекламных и продающих текстов (к примеру, коммерческих предложений или лендинга) стоит предварительно собрать сведения о:
- Компании (род деятельности, особенности работы, отличия от конкурентов и т. д.)
- Продукте/услуге (что из себя представляет, каковы основные характеристики, преимущества по сравнению с аналогами и пр.)
Для написания полного и ёмкого информационного текста стоит изучить всю информацию по теме будущего материала, имеющуюся в:
- Релевантных источниках (книгах, официальных сайтах, публицистических статьях, блогах компаний, научных докладах). В таком случае полученную информацию не придётся тщательно проверять.
- Текстах конкурентов по соответствующей теме. Если внимательно изучить их, то удастся написать текст гораздо лучше, чем у них.
- Нормативной документации. Это позволит избежать возникновения фактологических ошибок.
При работе на заказ в отдельных случаях может понадобиться интервью с клиентом. Чтобы провести его правильно и ничего не упустить, стоит заранее подготовить список нужных вопросов. Тогда клиент даст максимально исчерпывающие ответы и сумеет аргументировать их.
Проанализировать ЦА
Перед написанием текста для определённой целевой аудитории рекомендую найти ответы на такие вопросы:
- Кто уже пользуется этим продуктом?
- Кого компания намеревается сделать своими клиентами?
- Чем занимаются представители целевой аудитории?
- Что беспокоит ЦА?
- Как потенциальные клиенты привыкли проводить время?
- Почему покупают продукт именно у этой компании?
- Для чего используется товар?
- Знакомы ли потенциальные клиенты с компанией и предлагаемым продуктом?
- Какие проблемы ЦА, помогает решить определённый товар?
- Что останавливает потенциальных клиентов от покупки, какие возражения у них возникают?
Искать целевую аудиторию стоит в профильных сообществах или на тематических форумах. Большое количество полезной информации могут предоставить и сотрудники, общающиеся с клиентами напрямую. К их числу относятся менеджеры по продажам, работники колл-центра, представители тех. поддержки.
Форумы, при помощи которых можно определить ЦА, можно найти в каталоге сайтов или через поиск (например, в «Яндекс. Каталоге»). Благодаря им можно узнать получить много полезных сведений.
Составить план текста
Различают перечисленные ниже типы планов для написания текста:
- Вопросный план. Он формируется в виде списка вопросов, на которые надо ответить автору будущего текста. Подобный план уместен при написании инструкций, работе над статьями обучающего характера, мастер-классами.
- Тезисный план. Он позволяет красиво оформить главные идеи, которые в дальнейшем будут освещены в каждой из разделов статьи.
- План в виде опорной схемы. «Опорами» называют части предложений или ключевые слова, позволяющие с лёгкостью воссоздать полный текст.
Подобный вариант идеален для устного выступления. Также он уместен при написании коротких, маленьких текстов (к примеру, новостей). В него стоит включить цифры, важные факты, о которых автор намерен сообщить в своём материале.
Правильно оформленный план соответствует перечисленным ниже требованиям:
- Логичность. Структуру текста нужно придумывать так, чтобы она была понятной.
- Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны частично копировать друг друга (содержащуюся в них информацию не стоит дублировать).
- Краткость. В идеале в плане должно быть не более шести смысловых пунктов. В противном случае читателю будет трудно их запомнить.
Отобрать источники
Если ты пишешь текст для клиента, то самый простой и доступный способ поиска информации – это обращение напрямую к заказчику. В идеале ему нужно предоставить тщательно заполненный бриф, из которого можно:
- Ознакомиться с описаниями товаров
- Почерпнуть сведения о сайтах конкурентов
- И т.д.
Ну а так, интернет в твоём распоряжении!
Советы по написанию хорошего текста
Чтобы правильно написать текст, стоит придерживаться следующих рекомендаций:
- Первое предложение в материале должно быть коротким и максимально простым. Его основная цель – развить идею, заложенную в названии.
- Стоит придерживаться определённого принципа построения абзацев (один абзац – одна мысль).
- Текст должен быть увлекательным и оригинальным. С этой целью можно использовать слова-магниты, метафоры, цитаты и т.д.
- Текст нужно оформлять правильно. В нём не должно быть разноцветных шрифтов, пёстрых шрифтов, лишнего выравнивания.
- Правильно подобранные изображения хорошо структурируют текст, делают его более интересным и живым. Смысл добавления картинок и в том, что они способны пробуждать разнообразные эмоции у читателя.
- Перед редактированием лучше всего дать тексту «отлежаться» хотя бы день. После этого работа над материалом «выходит на финишную прямую».
Чек-лист для самопроверки
Ну и напоследок рекомендую заглянуть в чек-лист для самопроверки (незаменимая вещь как для того, кто пишет текст для своего проекта, так и для стороннего исполнителя):
- Заголовок получился цепляющим?
- Первое предложение статьи короткое?
- Текст разбит на небольшие абзацы для удобства прочтения?
- В статье есть оригинальные метафоры, афоризмы, цитаты?
- В тексте имеется постскриптум?
- В статье есть красочные изображения?
- Орфография в тексте проверена?
- Дали статье немного «отлежаться»?
- В тексте использовались слова-магниты?
- Читали статью вслух? Изменили ли вы те фрагменты текста, где при этом запинались?
Заключение
Не забывай, что ключ к написанию хорошего текста – это надлежащая подготовка, помноженная на практику, практику и ещё раз практику! Успехов!
Добавить комментарий