особенности научного стиля речи
Алекс Цельный

Научный стиль речи: особенности, признаки и примеры

Научный стиль речи — это язык общения ученых и исследователей, которые с его помощью правильно и грамотно описывают своею деятельность. Его можно назвать разновидностью литературного языка.

При этом он имеет свои специфические особенности, которые особенно ярко проявляются при написании научных трудов, рефератов, публикаций в научных журналах, при подготовке выступлений на конференциях или участии в дискуссиях.

Что из себя представляет научный стиль

Научный стиль необходим для достоверной, ясной и краткой передачи информации, структурированной и логически выверенной. При этом научное направление не имеет значения: это характерно и для точных, и для гуманитарных дисциплин.

Научный стиль речи (пример ищи в конце заметки) ярко прослеживается в произведениях, предназначенных для печати — рефератах или отчетах, материалах для устного выступления, например, докладах для конференций или лекциях в академии.

Его специфическая черта – логичность. Конечно, связный текст независимо от жанра должен обладать логичностью. Но научный стиль выделяется ярко выраженной, подчеркнутой логичностью. Другой специфический признак – точность.

Требования к научным текстам:

  • каждая часть тесно связана с другой по смыслу;
  • предложения имеют строгую последовательность;
  • выводы всегда опираются на реальные факты, приведенные в самом тексте;
  • практикуется только монологическая речь;
  • присутствует строгий отбор языковых средств.

Основной целью научных текстов является достоверное и полное объяснение фактов, установление причинно-следственной зависимости различных процессов и явлений, определение научных закономерностей развития.

Иными словами, это итог, анализ или отчет об исследовательской деятельности, который написан для людей с соответствующей квалификацией для восприятия и оценки труда. Но текст научного плана не обязан обладать какой-либо степенью научной новизны. Здесь речь именно о стилистике, ведь научный язык может описать даже процесс приготовления омлета.

Научный стиль полностью основан на использовании формализованного языка, специальных способов подачи материала, профессиональных терминов. Это необходимо для того, чтобы текст был максимально информативным. Тенденция появилась еще в Древней Греции, когда привилегированное сословие использовало особую терминологию, по большей части на латыни, непонятную обычным людям.

Основное требование к научным текстам – последовательность мысли, которая достигается путем применения ряда речевых инструментов. Используются специализированные слова, особая фразеология, многосложные синтаксические конструкции.

Особенности научного стиля речи

разные особенности научного стиля речи

Язык научных произведений и выступлений отличается своими характерными особенностями, не свойственными другим стилям. Это позволяет автору научного труда достигать своих целей.

Морфологические особенности

Если художественный стиль предполагает постоянное использование глаголов в 1 и 2 лице, то научный практически не содержит их. Часто используются отглагольные существительные, которые помогают правильно передать объективные явления.

Например: Профилактика: соблюдение гигиенических норм труда, быта и питания, воздержания от курения и систематического употребления алкоголя. Обследование проводится при каждом обострении.

Также в отличие от художественного текста, где очень много прилагательных, такой стиль содержит большое количество глаголов, часто встречаются существительные. Использование междометий и восклицательных частиц не характерно.

Лексические

Объяснение и обозначение явлений, законов, предметов – это основная задача научного текста. Поэтому его лексика отличается от текстов художественных произведений, а именно:

  • используется только буквальное значение;
  • не встречаются образные инструменты речи вроде гипербол, метафор;
  • применяется специфическая терминология и абстрактные понятия.

Синтаксические

В научной литературе часто используются особые обороты, например, по Ломоносову, по опыту. Связующим элементом обычно выступают слова известный, соответствующий, данный. Причастные или деепричастные обороты встречаются постоянно.

Порядок слов в предложении – прямой. Здесь характерно использование длинных сложных цепочек из родительных падежей.

Пример: Применение эффективных комбинаций лекарственных средств делает необязательным контроль эрадикации в случае неосложненной язвенной болезни двенадцатиперстной кишки.

Слово «далее» авторы часто вставляют в качестве вводного слова, например: Далее. Известно, что средняя продолжительность….

Научные произведения содержат много сложноподчиненных конструкций. Применяются главным образом придаточные причины, так как они лучше раскрывают причинные связи обсуждаемых явлений и фактов. В таких конструкциях, помимо союзов так как, потому что, широко используются литературные – вследствие того, что.., благодаря тому, что…

Сходство научного произведения с художественным текстом проявляется в использовании сравнений. Но если в первом случае сравнения служат для более эмоционального раскрытия персонажа, слов, изображения, то в научном они лучше раскрывают суть явлений, способствуют выявлению связей между ними.

Пример:

  1. Научного текста: Научно-популярный подстиль подобен публицистическому.
  2. Художественного: Она шла по переулку, словно ступала по воде, невесомая, как перышко.

Еще одним свойством научного стиля служат следующие ограничения по применению языковых средств:

  • не допускается внелитературный язык, включая сленг;
  • почти не используется второе лицо: это касается местоимений ты, вы, а также глаголов;
  • все предложения – полные;
  • не применяются эмоционально-экспрессивные слова, фразеологизмы.

Характерные черты

характерные черты научного стиля речи

Владение данным стилем служит доказательством серьезного понимания предмета и высокого уровня знаний. Выделяют следующие признаки научного стиля речи.

Обобщенность и абстрактность

Во всех научных текстах встречаются абстрактные термины, они подчеркивают обобщенный и отвлеченный характер высказывания. Также характерно использование условных обозначений, специальных формул, распространены таблицы, графики, чертежи. Конкретные термины могут означать общие понятия.

Пример: Гроза относится к атмосферным явлениям, при которых между дождевыми облаками и землей появляются электрические разряды (молнии), которые сопровождает гром и ливни.

Здесь речь идет не о конкретной грозе, а о грозах, как природном явлении. А в художественной стилистике чаще всего говорится о каких-то конкретных предметах и явлениях, которому автор, например, становится свидетелем.

Вот небольшой отрывок художественного произведения, в котором также рассказывается о грозе:

С левой стороны, как будто кто чиркнул спичкой, вспыхнула на небе бледная, светящаяся полоска и исчезла. Раздался грохот, как будто вдали кто-то протопал по железной крыше.

При сравнении этих двух примеров ярко выражается их отличие – второй содержит словесный художественный образ, первый текст дает нам понятие, термин, определение.

В научной литературе распространены абстрактные понятия, их невозможно увидеть, потрогать: скорость, время, сила, количество, число, предел. Даже конкретное слово здесь может передавать общее понятие. Пример: Сосна легко переносит морозные зимы. Здесь слово сосна обозначает не отдельный предмет, а породу деревьев.

Логичность и последовательность

Автор строит логическую цепь, в которой каждое высказывание вытекает из предшествующего. Информация характеризуется четкостью, доступностью, достоверностью без многословных отступлений не по теме, повторов и без выражений, не обладающих смысловой нагрузкой.

Последовательность подчеркивается с помощью специальных речевых инструментов, среди которых союзы, например, поэтому, чтобы. Часто встречаются вводные конструкции: во-первых, следовательно, а также наречия, например, сначала, потом, далее.

Однозначность и точность

однозначность и точность научного стиля речи

Научные произведения должны обладать смысловой точностью. Это делается путем продуманного подбора лексики, без переносных значений и художественных оборотов, использования правильной лексики. Повторение смысловых терминов при написании научного текста принято за норму.

Пример: Водой (оксидом или гидроксидом водорода) называют неорганическое соединение, химическая формула которого H2O. Состав молекулы воды – два атома водорода и один – кислорода, соединенные посредством ковалентной связи.

Этот отрывок дает нам понять, что из себя представляет вода как органическое соединение. Никаких переносных значений, фразеологизмов. «Сухой» текст с необходимыми терминами и несколькими прилагательными.

В научной стилистике, особенно математической, глаголы будущего времени следует применять вне грамматического значения. Они в основном употребляются в настоящем времени, то есть не произойдет, а происходит. При этом они употребляются без какой-либо конкретности: часто применяется, обычно происходит.

Объективность

Научный стиль описывает законы или теории, объясняет явления, факты, дает информацию об экспериментах. Он отличается наличием количественных и качественных характеристик, которые подчеркивают объективность и достоверность высказывания. Не используются восклицательные предложения.

Научная литература отличается обобщенным и отвлеченным характером, но она никогда бы не пришла к своей главной цели, не будь в ней достаточного количества эмоциональности и выразительности. Но здесь она выражается несколько иначе. Экспрессивность научной литературы опирается на:

  • убедительность высказывания;
  • точность употребления терминов;
  • языковые особенности;
  • логику изложения.

Наука не допускает субъективного мнения. По этой причине личные местоимения, глаголы в первом лице (хочу, собираюсь, я буду) применяются редко. Предпочтение отдается неопределенно-личным высказываниям (считают, что…), определенно-личным (разберемся в вопросе…) или безличным (известно, что…; дано…).

Пример: Для предохранения от ржавчины на детали агрегата и инструменты наносят смазку.

Поджанры

Научный стиль практически невозможно встретить в «чистом» виде. Он представляет собой совмещение элементов публицистического, официально-делового и даже художественного стилей.

Поэтому выделяется несколько жанров научного языка, каждый из которых имеет свою степень научности, решает свои информационные и коммуникативные задачи.

Академический стиль

Его также называют собственно-научным. Описывает новые факты, данные, явления, закономерности, определяет результаты научных исследований в разных областях науки. Чаще используется специалистами узкого направления для выражения собственной точки зрения.

Академический жанр – язык профессионалов. Именно на нем обычно пишутся монографии, публичные выступления, доклады, научные статьи, диссертации, рефераты, сообщения. Это законченные произведения с определенной структурой.

Научно-популярный

особенности научно-популярного стиля

Используется при написании книг, статей для научно-популярных изданий, публикаций, энциклопедий для детей, очерков, биографий. Этот жанр дает возможность ознакомиться с событиями, явлениями, передавать научную информацию, например, детям или подросткам.

Такую литературу легко и интересно читать, несмотря на то, что это те же наука и исследования. Но здесь серьезная информация сопровождается изображениями, примерами, объяснениями. Основная задача – донести до неспециалистов какие-либо факты, открытия.

Сложные вещи тут преподносятся просто, это в какой-то мере близко к публицистике и художественной литературе. Применяются эмоциональные языковые инструменты и упрощенное изложение, больше стилистической свободы.

Научно-справочный

Встречается в словарях, справочниках, энциклопедиях. Этот жанр дает возможность быстро найти научную информацию. Она представлена точно, кратко, то есть просто факты без каких-либо подробностей.

Учебно-научный

Используется при написании курсовых, подготовке докладов для семинаров, конспектировании, встречается в учебных пособиях. Областью применения считается сфера образования. Информация передается учащимся непосредственно во время обучения, описываются факты и события, которые нужны им для овладения каким-либо материалом.

Учебно-научный поджанр:

  • основан на принципе «от общего к частному»;
  • подчиняется строгой классификации;
  • часто применяет термины.

К учебно-научному стилю можно отнести публичные дискуссии, как средство передачи результатов научной деятельности в устном виде для определенного класса слушателей.

Для этого подстиля характерны иллюстрации, а также материалы для повторения, так как учебно-научная литература чаще всего необходима для школ, вузов, иных учебных заведений.

Научно-информативный

Подразумевает презентацию научной информации путем изложения фактов. К такому жанру относятся резюме, различные обзоры, аннотации, рефераты.

Научно-технический

Отражает способы внедрения в практику результатов экспериментов, достижений науки с помощью различных стандартов, спецификаций, техусловий. Сюда же входят описания изобретений или патентов. Иными словами, это техническая документация, предназначенная для соответствующих специалистов.

Часто здесь информация свертывается, сокращается, как например при составлении конспекта. Обильно используются профессиональные и технические термины.

особенности научно-технического стиля

Несмотря на то, что каждому из перечисленных подстилей свойственны свои собственные признаки, которые сильно отличаются друг от друга, все они являются частью научного стиля, не противоречат его единым принципам, отвечают его общим признакам.

В каких случаях может пригодиться копирайтеру

Рано или поздно каждый копирайтер получает заказ на написание статьи в научном стиле. Цели могут быть разные – заказчику может понадобиться статья с грамотным техническим обоснованием, кто-то закажет инструкцию для бытовой техники или техническую характеристику для авто.

В отличие от продающих текстов, привычных SEO-публикаций или постов в блог, научный текст подчиняется особой системе, которая имеет мало общего с продающим текстом, привычной SEO-публикацией или постом в блог. Разница состоит в строгой стилистике, жестких рамках и обязательности соблюдения правил.

Вот отрывок текста, который изначально необходимо было написать в научном стиле:

Принцип перевернутой пирамиды подразумевает, что вывод должен размещаться в начале публикации. Эксперименты показали, что читатели не всегда смотрят страницу целиком, а всего лишь сканируют ее, пропуская все самое важное.

Даже непрофессиональным взглядом можно отметить, что структура текста нарушена с самого начала. У читателя с первых же строчек возникнет масса вопросов. Конечно можно ответить на них ниже по тексту, но научный текст предполагает, что автор будет отвечать на вопросы читателя, а не вызывать новые. Непонятный, неструктурированный текст только отталкивает посетителей страницы.

Если у тебя заказ на научную статью, а ты сдашь что-то наподобие текста выше – статью тебе попросту вернут обратно, оплаты не будет, а заказчик вряд ли снова захочет связываться с тобой.

Вот как можно правильно воссоздать отрывок:

Судя по результатам экспериментов, люди сканируют веб-страницу, а не читают текст целиком. Поэтому целесообразно придерживаться принципа перевернутой пирамиды и размещать вывод в начале текста.

Заключение

Писать научные тексты нелегко, особенно если они требуют знаний в той сфере, в которой ты не разбираешься. Заказы на научные статьи попадаются намного реже (если только не искать их целенаправленно), однако они все же есть. Чаще всего это научно-популярная литература.

Тем не менее каждому уважающему себя копирайтеру необходимо быть в курсе языковых особенностей научного стиля речи.

Помимо всего прочего, это будет полезным даже для собственного роста и повышения уверенности в своих силах.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *