Публицистический стиль речи: какие имеет черты и поджанры
Публицистический стиль речи знаком каждому без исключения копирайтеру. Им пользуются при создании новостей и пресс-релизов. Тексты, написанные в публицистическом стиле, мы каждый день встречаем в интернете, слышим по радио и телевидению.
В этой статье ты сможешь познакомиться поближе с этим стилем речи, узнать его характерные особенности и черты.
Содержание статьи:
- 1 Определение
- 2 Особенности
- 3 Особенности
- 3.1 1. Емкие, информативные заголовки
- 3.2 2. Максимально емкий и захватывающий лид
- 3.3 3. Короткие и информативные предложения, «без воды»
- 3.4 4. Только конкретные, невыдуманные факты
- 3.5 5. Эмоциональность и оценочное суждение
- 3.6 6. Использование риторических вопросов, повторов, восклицательных знаков
- 3.7 7. Принцип «перевернутого треугольника»
- 3.8 8. Использование жаргонизмов, сленговой лексики
- 4 Поджанры
- 5 Заключение
Определение
Итак, публицистическим стилем речи (примеры текстов, написанных в нём, я приведу чуть позже) называют стиль речи, используемый в таких жанрах, как очерк, новостная статья, репортаж, интервью. Главная его задачей является воздействие на общественное мнение.
У этого стиля речи есть 2 главных отличительных качества:
- Передача важной информации. С одной стороны, благодаря ему широкий круг людей может узнать о каком-то уже произошедшем или должном свершиться в ближайшем будущем событии. Поэтому автор статьи всегда должен быть предельно объективным.
- Воздействие на читателя. Для отдельной группы публицистических жанров характерна излишняя эмоциональность и ярко выраженное оценочное суждение. Цель авторов подобных статей – выразить свое мнения по поводу описываемого события, сформировав тем самым общественное мнение.
Особенности
Существуют конкретные признаки публицистического стиля речи. Давай поочерёдно их рассмотрим.
Лид
Главный абзац, или иначе «шапка», с которой начинается любой текст. В нем выражена главная мысль всего текста. Иногда при его написании авторы пользуются другим шрифтом.
Опускать лид нельзя, так как благодаря ему читатель решает, будет ли он дальше продолжать читать статью или нет. Эта часть статьи всегда должна быть краткой и максимально убедительной. Лид может быть драматичным и комичным, скрывать сенсацию или бросать читателю вызов.
Давай посмотрим пример первого абзаца, взятого из новостной статьи:
«Вьетнамские власти решили отменить карантинные меры с 11 августа. Такое решение связано с улучшением эпидемиологической обстановки в стране».
Наличие прямых или косвенных цитат
Любой публицистический текст строится на переработке чужих мыслей и мнений. В качестве первоисточников выступают статьи других авторов. Поэтому в новостных текстах часто встречаются отдельные куски, взятые из этих работ.
Добросовестный копирайтер обычно указывает их источник и, конечно же, соблюдает правила оформления цитат.
Краткость и емкость
Текст, созданный в этом стиле, ориентирован на массового читателя. Он должен быть написан простым языком и максимально раскрывать тему. Любые термины всегда используются автором с осторожностью. Если ты применяешь в тексте какой-либо профессионализм (атом, нейрон, охра, амнистия), то обязательно дай рядом ему толкование.
Особенности
Характерные черты публицистического стиля речи сводятся к следующим.
1. Емкие, информативные заголовки
У новостных текстов они обычно длинные. Из них можно узнать, о чем пойдет речь в статье.
Вот пример заголовков, взятых из новостных статей:
«Лондонские власти потребовали закрасить граффити, созданные на городских домах»
«Джиган отпраздновал свой день рождения в кругу семьи»
Как ты можешь увидеть, из названия уже становится ясно, о чем пойдет речь в статье.
2. Максимально емкий и захватывающий лид
Об этой части мы с тобой говорили чуть выше. Здесь хотелось бы еще раз добавить, что первый абзац всегда служит отправной точкой для статьи, в нем заключена вся ее суть.
3. Короткие и информативные предложения, «без воды»
Как уже отмечалось выше, публицистические тексты направлены на массового читателя, среди которого может встретиться образованный и малограмотный человек. Вот примеры текстов:
«Министр Великобритании приехал с визитом в Россию»
и
«Министр Великобритании, озадаченный перспективами развития Евросоюза, решил приехать в Россию, где он не был с прошлого года».
Первое предложение читается гораздо легче, чем второе.
4. Только конкретные, невыдуманные факты
В отличие от художественных текстов, публицистика не терпит выдумки. Новости, в которых говорится о событиях, никогда не имевших места, называют «фейковыми». Человек, который их распространяет, может быть привлечен к уголовной ответственности.
5. Эмоциональность и оценочное суждение
Тексты с прямой выраженной авторской позицией, обычно оказывают сильно воздействие на читателя. Иногда копирайтеры просто просят поддержать их статью в соцсетях репостами или лайками. Однако в некоторых текстах ты можешь услышать прямую авторскую оценку.
Возьмем в качестве примера заключительный абзац одной информационной статьи:
«Этот банкет, состоявшийся после завершения конкурса, показал во всей красе нашу эстраду. Где еще можно увидеть столько нетрезвых деятелей культуры, устраивающих погром в ресторане под дикие песни?»
6. Использование риторических вопросов, повторов, восклицательных знаков
Все из языковых средств публицистического стиля речи нужны, чтобы передать эмоции автора и вызвать их у читателя.
7. Принцип «перевернутого треугольника»
Копирайтеры часто пользуются этой конструкцией для того, чтобы подогреть интерес к тексту. В первом абзаце («лиде») сообщается сама новость. Во второй части текста уже идет обрисовка деталей, идет описание места и участников событий. И, наконец, в третьем абзаце содержится вывод.
Возьмем для примера следующую статью:
«Длившаяся несколько лет судебная тяжба, наконец, завершилась. 10 июня суд поставил жирную точку в разделе имущества Евгения Петросяна и Елены Степаненко. Кто же стал счастливым обладателем картины «Старый дуб»?
Вот уже три года длятся судебные разбирательства знаменитой четы юмористов. Сегодня Хамовнический суд смог вынести окончательное решение по поводу совместно нажитого имущества бывших супругов. Адвокаты Петросяна смогли убедить представителей Елены Григорьевны в том, что его нужно поделить пополам (до этого Степаненко настаивала, чтобы большая часть вещей отошла ей).
Однако в процессе суда возник вопрос, что именно из половины нажитого имущества артистка считает своим. Например, Степаненко требовала, чтобы картина «Старый дуб» досталась ей, но суд, вопреки желанию артистки, отдал ее Петросяну. Зато сама Елена Григорьевна получила книгу «Современные психопаты».
Евгений Ваганович долгое время пытался не обращаться в суд. Ранее он подарил бывшей жене квартиру. Но, видимо, Елене Григорьевне, показалось этого мало, и она захотела решить вопрос через судебные органы».
Ты видишь, что в первом абзаце раскрывается главная суть статьи. В основной части уточняются детали состоявшегося судебного процесса. И, наконец, в заключении уже дается авторская оценка одному из главных героев статьи.
8. Использование жаргонизмов, сленговой лексики
Прием для погружения читателя в нужную атмосферу.
Поджанры
К жанрам публицистического стиля речи относят:
- Информационный (репортаж, заметка, интервью, отчет). Цель подобного текста – сообщить читателю информацию: где, когда и во сколько произошло событие.
- Аналитический (рецензия, беседа, статья, аналитическая корреспонденция). Главная задача, которую ставит перед собой автор подобных текстов, заключается в прямом воздействии на читателя. В тексте прямо или скрыто дается оценка описываемому событию, приводятся аргументы, подтверждающие авторскую точку зрения.
- Художественно-публицистический (очерк, эссе, фельетон, памфлет). Все тексты, написанные в этом жанре, содержат образное представление события.
Теперь давай с тобой рассмотрим каждый поджанр в отдельности.
Информационный жанр
Репортаж
Сообщение, передаваемое с места действия. Главные отличительные качества таких текстов – емкость, оперативность, своевременность. Журналист, или репортер, находится непосредственно в эпицентре событий.
Интервью
Получение информации в процессе беседы интервьюера с интервьюированным. Интервью может быть информационным, когда собираются какие-либо факты с места событий. Также выделяют еще интервью-расследование и интервью-портрет.
Заметка
Короткое сообщение о каком-либо событии.
Например:
«С 1 июля в Томске повысятся цены на проезд в городских маршрутных автобусах. Вместо 20 рублей пассажиры будут платить 23».
Отчет
Отчетом называют статью, посвященную какому-либо событию, где все действия излагаются в строгой хронологической последовательности.
Примером подобных работ могут выступить тексты, посвященные военным операциям, где репортер поэтапно описывает все события.
Аналитический жанр
Рецензия
Критический отзыв о каком-либо произведении, в котором содержится авторская оценка. Рецензии могут быть написаны на книгу, фильм или музыкальное произведение.
Примеры рецензий можно встретить на Киносайте, в «Литературной газете».
Статья
Один из жанров современной журналистики с твердо выраженной авторской позицией.
Благодаря аналитической статье читатель может получить интересующую его информацию и самостоятельно поразмышлять о прочитанном.
Как правило, главными объектами подобных статей являются не сами события или явления, а последствия, к которым они привели. Например, в СМИ часто встречаются развернутые тексты, посвященные полемике вокруг роста цен на продукцию.
Беседа
Один из видов интервью, где журналист выступает в качестве собеседника, используя свой накопленный опыт и профессионализм.
В качестве примера можно привести передачу Бориса Корчевникова «Судьба человека», где известный телевизионный деятель приглашает к диалогу знаменитых артистов, спортсменов и политических деятелей.
Аналитическая корреспонденция
Представляет собой небольшое сообщение, в котором говорится о каком-либо интересном событии. В подобном тексте автор пытается не просто представить в живых красках происходящее, но и указать на его первопричину, а также выяснить, какую пользу или вред для общества оно может причинить.
Ярким примером такого текста может являться статья, в которой описывается спасение человека во время пожара. Рассказывая о нем, автор приводит информацию, полученную от родителей, родственников и пожарных. В своей работе журналист пытается разобраться, что явилось причиной возгорания. Также он пытается ответить на вопрос, какие выводы может сделать человек после случившегося, будет ли он более осторожно пользоваться огнем и бытовыми приборами.
Художественно-публицистический жанр
Очерк
Жанр журналистики, где автор рассказывается о какой-то конкретной проблеме или человеке, используя средства художественной выразительности.
Примером подобных текстов может служить произведение Н.М.Карамзина «Письма русского путешественника», где автор описывает проделанную дорогу, рассказывает о людях, повстречавшихся ему на пути. При написании текста писатель может применять метафоры, эпитеты, сравнения для создания более яркого образа.
Эссе
Эссе называют небольшое по объему творческое произведение. Последнее отличается свободной манерой повествования. Любое эссе посвящено какой-либо одной проблеме. Автор высказывает свои мысли и переживания, а также делится своим личным мнением. Эссеист всегда предельно откровенен с читателем.
Тексты, написанные в этом поджанре, очень живые и полны эмоций. При написании эссе автор может прибегать к языковым средствам, использовать разговорную лексику.
Среди знаменитых эссеистов можно выделить знаменитого английского писателя Оскара Уайльда. Его знаменитые работы «Любая власть одинаково вредна», «Перо, полотно и отрава» получили в свое время широкий читательский отклик.
Фельетон
К фельетонам относятся короткие юмористические произведения. Главная их цель – высмеивание и обличение зла. К писателям, работавшим в этом поджанре, относились И.А.Ильф и Е.П.Петров. Над их фельетонами «Сделал свое дело и уходи», «Человек в бутсах», «Пятая проблема» смеялась в свое время вся столица.
Памфлет
Памфлеты очень близки по тематике к фельетонам. Однако, в отличие от последних, здесь обличается какой-либо определенный человеческий порок. Герой, страдающий от него, подвергается высмеиванию со стороны автора. При написании памфлета писатель часто пользуется гиперболой и гротеском.
Знаменитые классики русской литературы часто прибегали к этой разновидности художественно-публицистического жанра. Например, Д.И.Писарев в своей работе «Пчелы» рассказывает о трех так называемых сословиях насекомых – матках, трутнях и рабочих. Под каждым из сословий писатель подразумевает определенную группу людей.
Заключение
В идеале копирайтер должен знать все языковые стили речи. Однако больше всего в своей работе ему придется встречаться с публицистическим стилем. Его применяют при написании информационной статьи, при создании новостей, интервью и репортажей.
В данном заметке мы с тобой изучили особенности публицистического стиля речи, рассмотрели примеры текстов, написанных в подобном ключе и обсудили его специфику. Если ты хочешь стать востребованным автором, то непременно им овладей.
Желаю тебе в этом успехов!
Добавить комментарий