что такое рецензия
Редакция

Рецензия — это: что такое и как ее написать

Среди пользователей Интернета часто бытует мнение, что рецензенты, из под чьего пера и выходит рецензия – это всегда выходцы из академической среды: ученые, литературоведы или публицисты. Но тут же возникает вопрос: а как же рецензии на книги, научные статьи, фильмы?

Их на просторах веб-пространства очень много, и написаны они отнюдь не академическим языком, а авторы – обычные пользователи, которые не являются какими-то выдающимися литературными критиками или профессиональными журналистами и не имеют специального образования. Получается, что абсолютно каждый может запросто написать рецензию. Но не будет ли это считаться отзывом? А как тогда написать именно рецензию?

Давай обсудим все по порядку и подробно разберемся в том, что такое рецензия, какую структуру она имеет и как ее написать.

Рецензия и отзыв: есть ли разница

Здесь может возникать определенная путаница. Важно уяснить для себя то, что основа любой рецензии – отзыв, но (!) в то же время не всякий отзыв может считаться рецензией.

Вообще рецензия – аналитическая статья (критический отзыв) о каком-то произведении искусства или науки. Аналитической ее можно охарактеризовать, потому что здесь мы найдем аргументированную и обоснованную оценку, критический разбор и полный информационный обзор.

Важным для автора хорошей рецензии является экспертность и авторитетность, поскольку его работа создает определенное предварительное впечатление о том или ином произведении у читателей/зрителей/слушателей. Кроме того, такой критический разбор пишется с целью пробудить интерес у людей к творению: те, кто читают рецензию, должны захотеть самостоятельно ознакомиться с объектом анализа.

Отзыв же, напротив, – мнение в виде отклика о чем угодно; либо без существенной аргументации, либо с полным отсутствием аргументов в защиту своей позиции. Факты здесь представлены в минимальном объеме.

Главное отличие от рецензии здесь в том, что в отзыве не представлена аналитическая составляющая, а весь анализ держится сугубо на эмоциях и субъективном мнении автора (нравится ему или не нравится; плохое произведение или хорошее). То есть это разовые и личные оценочные впечатления от чего-либо.

С другой стороны, эмоции рецензента (человека, который занимается написанием рецензий) выражаются не так прямолинейно. Мнение автора можно разглядеть только через очень подробный, глубокий и доказательный анализ. Однако здесь нельзя смотреть на что-то однобоко с позиции понравилось/не понравилось: необходимо рассмотреть как все недостатки, так и все достоинства работы, сохраняя объективность оценки.

отличие рецензии от отзыва

Также, когда дело доходит до рецензии, важно следить за ее актуальностью. По этой причине эксперты всегда стараются следить за новинками, чтобы написать разбор пока у публики еще не сложилось какое-то свое устойчивое мнение.

Какие бывают типы рецензий и кем они пишутся

Сейчас, в 2021 году, рецензия, как правило, представляет особый жанр, который мал по своей форме, но многолик по содержанию.

Часто рецензии группируют по тематике в зависимости от объекта, который анализируется в статье. Их подразделяют на:

  • литературные (анализируется как проза, так и лирика);
  • театральные (объектом анализа, как правило, являются разнообразные театральные постановки);
  • музыкальные;
  • кино и телевидение (пример: рецензии на фильмы);
  • научные (сюда же относятся рецензии на ВКР (выпускную квалификационную работу), на магистерские диссертации, на дипломные работы и другие);
  • иногда выделяют рецензии на компьютерные игры/программы, но их мы подробно рассматривать не будем.

Стоит заметить, что рассмотренная выше классификация не является чем-то незыблемым и время от времени меняется. Более того, иногда удобнее классифицировать не по анализируемому объекту, а, к примеру, по рецензенту, но к этому мы еще вернемся.

Сейчас хотелось бы остановить внимание на первых четырех пунктах нашей классификации: литература, театр, музыка и кино. Эти объекты напрямую относятся к культуре и искусству, а это значит, что автору позволительно умеренно высказать, какие эмоции он испытал в процессе знакомства с творением.

Все-таки нельзя поспорить с тем, что искусство – то, что вызывает у нас какие-то ощущения и чувства, именно поэтому допускается определенная толика субъективности. Однако важно не забывать об объективности оценки: нельзя строить всю рецензию на личном «нравится/не нравится».

Рецензионные статьи на научный текст (различные научные работы) – это гораздо более узкое направление, которое выделяется отдельно. Здесь более жесткая структура, по которой строится отзыв, и более жесткие правила анализа.

Такие рецензии пишутся не для широкой публики, а для конкретного научного сообщества (например, в рамках университета, когда преподаватель пишет отзыв на работу студента). В данном направлении гораздо чаще можно найти строгие клише и шаблоны, по которым излагается проведенный анализ.

Также, как вскользь было упомянуто ранее, рецензии можно классифицировать не по объекту анализа, а по субъекту (рецензенту). Здесь выделяют всего две группы:

  • экспертная статья (ее также называют профессиональной);
  • любительская статья (ее также характеризуют как читательскую или потребительскую).

Главное отличие экспертной статьи от любительской заключается в том, что первую пишет дипломированный специалист: профессиональный журналист/литератор, кинокритик, театральный критик, музыковед или научный руководитель.

Любительская же статья создается обычным зрителем/читателем/слушателем, который не имеет какой-то профессиональной квалификации в анализируемой области. Здесь больше идет упор на выражение своего личного мнения.

кем пишутся рецензии

Из такого рода классификации можно прийти к выводу, что экспертная (или профессиональная) статья больше свойственна, когда наш анализируемый объект относится к научным. В академической среде такой феномен как любительская статья не распространен, тут рецензии пишут дипломированные специалисты, хорошо разбирающиеся в рассматриваемой ими области.

Что касается литературы, театра, музыки и кино (объекты культуры/искусства), то здесь рецензентами могут выступать непосредственно как любители, так и эксперты. Читателям рецензионных статей может быть интересно мнение как первых, как и вторых.

Рецензия: в каком стиле писать

Сейчас, когда мы уже знаем, какие типы рецензий бывают и кто пишет рецензии, важно обратить внимание на стилистику и язык. Для рецензии очень важно говорить на одном языке со своими потенциальными читателями.

Рецензии на научные труды всегда пишутся в официальном/научном стиле. Если, например, поискать на просторах интернета «рецензия на дипломную работу образец», то мы найдем вполне клишированные и сухие отзывы на диплом студента университета, но они отвечают всем академическим требованиям и трезво оценивают работу учащегося.

В таком же научном стиле иногда пишутся отзывы на литературные произведения или фильмы. Однако такое донесение информации не всегда понятно широкой аудитории, поэтому публика может отправиться на просторы интернета, чтобы узнать непредвзятое мнение таких же любителей, как и они сами.

Поэтому крайне важно помнить о том, для кого ты пишешь свою рецензию. Необходимо использовать все особенности публицистического стиля, чтобы сделать рецензионную статью профессиональной и внушающей доверие у читателей, и не забывать о различных средствах выразительности (но это не всегда удачно, когда рецензия пишется на дипломную/научную работу).

Общая структура рецензий

структура рецензии

В любой рецензии есть определенные традиционные элементы, которые не меняются в зависимости от тематики статьи и анализируемого объекта. Выделяют следующие составляющие:

  1. Заголовок. Он должен быть емким, достаточно броским, чтобы привлечь внимание читателей, и должен соответствовать теме.
  2. Лид (или вступление). Это какое-то мягкое введение в тему, своего рода подводка.
  3. Основная часть. Здесь мы всегда видим непосредственно ядро любой рецензии – анализ и обзор того или иного произведения/работы.
  4. Вывод (заключение). Тут автор подводит итоги, обобщает и закрепляет свою позицию касательно рассматриваемого им творения.

Структура рецензии на литературное произведение

Часто при написании рецензий на книгу, будь то роман или лирическое произведение, авторы статей придерживаются следующего плана:

  1. Название произведения и имя автора.
  2. Жанр, в котором выполнена работа.
  3. Основная мысль, которая заложена в произведение автором, основной посыл.
  4. Какое время и какое место действия мы видим в книге.
  5. Краткая характеристика главных героев.
  6. Основной сюжет (очень важно писать о нем кратко, общо и без спойлеров).
  7. Композиция.
  8. Необходимо раскрыть замысел автора.
  9. Описать то, как этот самый замысел автор воплощает.
  10. Детальный анализ качества исполнения работы: достоинства и недостатки.
  11. Какую цель (или задачу) ставил перед собой автор, когда писал текст.
  12. Кому предназначалось данное произведение: кто целевая аудитория писателя.
  13. Выполняет ли произведение отведенную ему автором роль.

Также в процессе анализа важно держать в голове 3 важнейших вопроса:

  • Что содержится в произведении?
  • Как (с помощью каких литературных приемов) это сделано?
  • Зачем автор решил это сделать?

В фокус рецензента могут попадать такие элементы как, например, эмоции, которые вызвало у него произведение. Достоверность – тоже важный критерий: автор аналитического отзыва может счесть нужным проверить соответствие описанных в тексте событий выбранной писателем эпохе.

Рецензент может остановиться на актуальности работы, ее стилистике, проблематике и на многих других аспектах: все зависит непосредственно от самого произведения и видения автора рецензионной статьи.

Структура рецензии на фильм

структура рецензии на фильм

Рецензия на фильм мало чем отличается от рецензии на литературное произведение, и за канву может быть взята та структура, которую мы рассмотрели в предыдущем параграфе. Или для упрощения можно использовать следующий план, который в рамках анализа фильма будет компактнее, понятнее и логичнее:

  1. Заголовок.
  2. Введение (или, как было названо ранее, лид/вступление).
  3. Краткий сюжет фильма: без спойлеров и пересказа ключевых деталей кино, особенно без подробного описания концовки – чтобы не отбить желание у аудитории посмотреть фильм самостоятельно.
  4. Непосредственно сам анализ фильма. Необходимо проанализировать игру актеров, сам сюжет, оригинальность задумки, работу режиссера, успешность донесения основной идеи. Здесь же можно оценить спецэффекты, работу оператора и декорации.
  5. Личное впечатление от просмотренного фильма. Тут помним об объективности. Нельзя сказать просто «нравится/не нравится»: необходимо основываться на проведенном анализе в пункте 4 и соблюдать логику. В данном пункте существует риск уйти в субъективизм.
  6. Заключение.

Структура рецензии на дипломную работу

Структура рецензии на научную работу обычно более жесткая, чем на другие виды работ:

  1. В заголовке необходимо расположить тему работы, ФИО студента и его данные (в виде номера группы и факультета).
  2. Выявить, актуальна ли дипломная работа учащегося университета.
  3. Далее идет самый большой пласт рецензии – непосредственно оценка качества работы:
    1. Общая оценка по всей работе и соответствие требованиям.
    2. Оценка первой главы дипломной работы: соответствие стилистике, удовлетворительное изложение всех теоретических аспектов работы (I глава как правило посвящена теории).
    3. Во второй главе необходимо оценить качество и глубину практических материалов, а также логику сделанных на их основе выводов.
    4. В третьей главе работы студента нужно оценить релевантность использования предложенных обучающимся рекомендаций.
    5. Финальная и заключительная оценка: плюсы и минусы дипломной работы.
    6. То, какую оценку рецензент готов поставить студенту.
  4. В самом конце работы рецензент должен написать свои ФИО, свою должность, научную степень (кандидат наук или доктор наук), поставить подпись и печать организации (чаще всего университета).

Когда дело доходит до рецензий на научные работы (да и вообще до науки и академической среды), важно не забывать оформлять вордовский документ (Word doc) с аналитическим отзывом по всем требованиям ГОСТ.

Заключение

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что оценка – дело щепетильное и тонкое. Очень важно уметь избегать каких-то безапелляционных высказываний и давать право читателям сложить свое мнение по тому или иному вопросу после знакомства с анализируемым произведением.

При написании рецензии важно сохранять логику и определенное хладнокровие: излишние всплески эмоций вроде «это было отвратительно» или «это самый-самый лучший фильм в моей жизни, не зря у него положительный рейтинг!!!» – чистый субъективизм, который не дает трезвой оценки произведению. Никто не говорит, что свое мнение выражать нельзя, но делать это нужно аргументированно и сдержанно.

А что касается написания рецензии на магистерскую диссертацию или рецензии на дипломную работу (примеры легко найти в интернете), то в отношении них вообще действуют чёткие и строгие правила.

В общем, написать рецензию не так просто, но этому действительно можно научиться: достаточно лишь проявить должное упорство и приложить усилия.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *