Репортаж — это: определение, структура и примеры
Большинство людей хотя бы раз в жизни слушали/читали/смотрели репортаж. Может быть, даже не зная, что информация передается в репортажном жанре.
Давай разберемся, что же это, собственно, такое, из чего состоит, какие виды репортажей существуют и, наконец, как подготовить его самостоятельно.
Содержание статьи:
Что такое репортаж
Этот термин имеет латинское происхождение: слово «reporto» переводится «передавать». Репорта́ж – это рассказ наблюдателя, сообщение с места событий.
Это информационный жанр журналистики, который предполагает объективное освещение фактов и подразумевает, что автор становится свидетелем или участником описываемого. Главная цель – передача актуальных сведений «глазами» журналиста. Собственно, факт присутствия автора в момент протекания или хотя бы на месте действия и есть отличие от простого сообщения в СМИ.
Репортер должен передавать сведения, не находясь в поисках взаимосвязей, не анализируя, не выясняя причины и не предугадывая возможных последствий. Задача автора – рассказать аудитории о том, что он видит, обратить внимание на какие-то, казалось бы, незначительные, но важные детали.
Подробности могут быть незаметны для обывательского глаза, но помогут создать ясное представление о текущем событии, о действующих лицах, об окружающей их обстановке.
История появления
Репортаж – это жанр, который появился еще в глубокой древности в виде путевых заметок. Ученый-историк из Древней Греции – Геродот – писал рассказы о своих путешествиях. Он увидел своими глазами множество исторических фактов и описал их.
Уже в те времена проявляется такая особенность: чтобы привлечь внимание, нужно повествовать о том, что разнится с тем, с чем обыватель и так сталкивается каждый день. То есть репортажное сообщение должно, например, помогать преодолевать географическую дистанцию.
В конце XVIII века этот жанр впервые появляется в Англии. Дело в том, что корреспондентов газет стали допускать на заседания парламента и разрешили публиковать сообщения об этом в современных СМИ.
Исторические факторы, повлиявшие на развитие репортажного жанра, – это телеграф, существенно ускоривший передачу информации, а также различные общественные катаклизмы: революции и войны. Впоследствии к печатным сообщениям добавляются фото-, затем радио- и, наконец, телевизионные.
Позднее к географической дистанции прибавилась еще и социальная, влияние которой на журналистику со временем только растет. Готовя сообщение, зачастую приходится преодолевать «барьеры», например, запрет на посещение места действия для рядовых граждан. Должно быть написано так, чтобы адресат почувствовал себя рядом с обозревателем.
Обзор готовится не для того, чтобы узнать о прецеденте, «посмотреть» (обычно новостной информации минимум), а чтобы прочувствовать обозреваемое.
Признаки репортажа
Основными жанровыми признаками являются:
- динамичность – подвижность, стремительность развития действия;
- наглядность – ситуации, детали, яркие герои, реплики создают выразительную картину, которую удается передать зрителю, например, с помощью острых фото и видеозаписей (а для прямого репортажа – это прямая трансляция с места истории);
- документальность – должен быть реальный информационный повод;
- образная аналитичность – явление, причины и следствия исследуются через яркие образы;
- эмоциональность – передача эмоций, настроения;
- активная роль автора – можно писать текст, только «пропустив» произошедшее через собственное сознание и эмоции;
- прерывистое восприятие времени – следует делать акцент на интересных, проблемных моментах;
- зигзагообразность – чередование повествования с яркими фото- и/или видеообразами.
Вести передаются от лица участника. То есть ты делаешь это от первого лица, поэтому нужно быть очевидцем. Исключения – это, к примеру, информация об историях прошлых лет.
Важный показатель качества — это когда читатель/слушатель/зритель говорит, что прочитав, услышав или увидев новость, удалось «увидеть» все своими глазами, создалось впечатление пребывания на месте онлайн.
Объем варьируется от шести до восьми тысяч знаков. Фотографии (и даже селфи) делают материал более живым.
Структура репортажа
К основным частям обычно относят:
Заголовок
Может отражать цель или тему.
Лид (подводка)
Описывается или изображается место действия, состояние окружающей среды. Можно начать с интересной цитаты или интригующей сцены. Вариантами сильной исходной сцены могут быть:
- запутывание – смысл происходящего непонятен;
- вопрос – сомнительная карикатура;
- противопоставление – происходящее кажется несправедливым;
- человек – загадкой являются какие-либо черты личности главного героя;
- комедия – описывается глупость, которую совершают несмотря на предостережения и даже запреты.
Основное ядро, центральная часть
Изложение событийных данных:
- детали;
- герои;
- конфликт;
- диалоги;
- сцены;
- действия.
Для изображения сиюминутности происходящего репортер использует множество глаголов в настоящем времени, которые создают «красную нить» (линию повествования), связующую главных действующих лиц.
Существует три основных типа «красной нити» – хроника, путешествие и развитие доказательства. Первые два вида предполагают движение во времени или пространстве соответственно.
Развитие доказательства означает, что движение осуществляется через раскрытие по-новому старой темы. Для этого начинают с эпизода, который показывает тему в старом контексте. Последующие же эпизоды полностью меняют первоначальные представления. Это и есть победа новой идеи, обновленное восприятие старой темы.
Выводы или анализ
Описание обязательно должно заканчиваться подведением итогов и краткими выводами. Авторское отношение отражается в комментариях, т. к. в отличие от заметки, здесь можно давать собственные оценки.
Подпись автора (если сообщение не анонимно)
Знание структуры позволяет сразу определить, чего не хватает, а также создать качественный содержательный текст.
Виды репортажа
К основным видам в зависимости от содержания относят:
Исследовательский (аналитический)
Исследуется какое-то явление и демонстрируется новый для читателя/слушателя/зрителя мир. Это описание непросто отображает прецедент, но и выясняет причины возникновения.
Репортер привлекает нужные факты, цифры. Такой рассказ ближе к корреспонденции. Тема раскрывается по плану: тезис — аргумент — вывод.
Постановочный (познавательно-тематический)
Одна из разновидностей – дерзкое сообщение, которое называется гонзорепортаж, когда автор, предположим, находится во временном состоянии ролевой игры и откровенно рассказывает от первого лица, применяя глубоко субъективный стиль, с какими сложностями он при этом сталкивается.
Автор зачастую использует метод «маски», скрывая от окружающих свою истинную профессию и цели. При этом нахождение, получение, передача, распространение информации должны осуществляться законным способом.
Также для постановочного вида характерно наличие тематической информации. Тематические сообщения описывают что-либо.
Подвиды познавательно-тематических репортажей:
- смена профессии;
- трендовый;
- по следам трагедии;
- ознакомление с темой;
- специальный репортаж (спецрепортаж);
- расследование (подразумевается не разоблачение, а углубленное исследование);
- путешествие;
- эксперимент.
Специальный репортаж – это во многом исследовательская работа, поэтому при его создании хроникер сначала определяет проблему, затем собирает факты и даже иногда комментарии экспертов, а уже после этой предварительной подготовки выезжает на место, где знакомится с действующими лицами, ищет яркие детали. Иногда подготовка занимает несколько недель.
Особенностью является и довольно большой объем текста – до 600 строк – и то, что он должен описывать сразу несколько случаев и героев.
Спецрепортажи обычно публикуют журналы такого плана, как «Власть», «Русский Newsweek», «Русский репортер» и т.п. Много интересного выкладывают на канале YouTube различные редакции вроде «Лайф Новостей» и «Редакции».
Событийный (информационный)
В зависимости от освещаемого мероприятия/происшествия он может быть производственный, криминальный, спортивный, военный, светский или др. Основные признаки событийного повествования:
- актуальность;
- оперативность;
- динамичность;
- напряженность.
Оперативность имеет большое значение, она ужесточает конкуренцию. На передний план выходит скорость обработки, важно, чтобы исходные данные не потеряли своей актуальности.
Динамичность и напряженность достигаются благодаря смене: сцен и бэкграунда, перспективы, темпа речи и дискурса, планов, а также противопоставлению реальности и сценария.
Репортер выбирает общественно значимую тему, чтобы заставить зрителя переживать, вызвать мощный эмоциональный позитивный/негативный отклик. Для передачи содержания происходящего он использует:
- мини-диалоги;
- мини-интервью;
- дебаты;
- отдельные реплики.
Он по образу ведущего телешоу стремится управлять эмоциями публики, применяет различные приемы, чтобы добиться этого.
Внутри событийных репортажей есть подвиды:
- новость;
- с необычной точкой для наблюдения;
- комментарий (комментированный);
- «после события»;
- о псевдособытии.
Новостной – это подробное описание новости (ответы на актуальные вопросы действительности). Интересной разновидностью новостей также является репортаж об инцидентах в управляемых конфликтах.
Научное определение инцидента таково: это стечение обстоятельств или действия героев, способные стать поводом для конфликта. В некоторых случаях конфликт ограничивается инцидентом, не разрастается, но нельзя забывать, что конфликт — это всегда негативное явление, провоцирующее угрозы, враждебность, обиды, непонимание.
Управляемый конфликт – это последняя стадия цивилизованного решения проблемы. Здесь могут быть реализованы угрозы, применяются обговоренные санкции, но одновременно с этим всегда находится выход из сложившейся ситуации.
В зависимости от вида СМИ (телевидение, интернет, радио или печатные издания: газеты, журналы и др.), который выпускает сообщение, они подразделяются на:
- телевизионные;
- радиорепортажи;
- газетные;
- журнальные;
- на интернет-ресурсах.
Описательную функцию в телерепортаже выполняет смонтированный видеоряд, который сжато передает хронику. Зрелищность и убедительность предлагаемых картинок — условия успешности.
Как сделать репортаж (пошаговая инструкция)
В журналистике только этот жанр позволяет обозревателю «перенести» наблюдателя в пространстве и времени, позволить насладиться «эффектом присутствия». Репортеры обязаны интуитивно вычленять такую информацию, которая вызовет интерес, породит эмоциональный отклик.
Чтобы добиться этого, нужно работать планомерно и методично, не забывая про творческие штрихи:
- Шаг первый. Выбрать вид: аналитический, постановочный или событийный. Определиться, если в этом есть необходимость, с подвидом.
- Шаг второй. Сформулировать тему (она может еще не раз корректироваться), поставить цель, можно четко определить конкретные задачи.
- Шаг третий. Сбор данных. Что относится к материалу и с учетом каких аспектов его собирать говорится выше.
- Шаг четвертый. Монтаж, редактирование, подготовка окончательного варианта.
- Шаг пятый. Публикация.
Материалы
Материалами могут стать:
Документы и записи
Записи. Для их систематизации, во-первых, можно маркировать «необходимое» (точно идет в текст), «важное» (используется иногда) и «неважное». Во-вторых, можно ставить на полях буквы: «С» – сцены, «Ц» – цитаты, «Д» – детали, «Н» – настроение.
Интересные детали раскрывают те подробности, которые передают атмосферу. Лучше одна яркая деталь, чем много мельчайших подробностей. Нарушение этого правила свидетельствует об отсутствии опыта или мастерства.
Интервью
Герои и диалоги. Диалоги используются реже цитат. Интервьюеру следует убедиться – герой осознает, что беседа будет опубликована. Журналист при сборе данных часто предварительно общается с героями, чтобы выявить черты их характера, особенности их речи.
Настоящий профессионал даст возможность выговориться, будет постоянно следить за мимикой и пантомимикой. Иногда спонтанный сиюминутный диалог намного эмоциональнее, чем ответы на заготовленные вопросы для интервью.
Личные наблюдения
Для сбора репортажных фактов следует непременно посетить место действия. Но перед этим автору желательно получить максимум информации по выбранной теме, чтобы отделить общее от частного и сосредоточить внимание на этом частном, не тратить время зря.
Подготовка предполагает определение специфического аспекта, т. е. неизвестной, интересной стороны темы, и эмоций, которые порождаются историями. Хроникер должен не только слушать и смотреть, но и постоянно анализировать получаемую информацию. При этом задача профессионала сделать так, чтобы у публики появились «нужные» эмоции. Нельзя просто озвучить, что они должны почувствовать.
Примеры репортажа
В Интернете выложено множество примеров, относящихся к различным категориям.
Вот буквально несколько:
Заключение
Репортажный жанр является богатым ресурсом для преобразования в публицистическое литературное произведение (сочинение, статья в сжатой форме, очерк – разновидность рассказа в литературе). Талантливый обозреватель при подготовке имеет невероятного размаха возможности погрузиться в творчество, проявить себя. Впечатление от такой работы иногда остается у публики навсегда.
Чтобы создать шедевр, нужно помнить, что представляет собой репортажное сообщение по существу, к какой разновидности относится задуманная тобой работа, ее особенности, с чего начинать и куда двигаться дальше, что за приемы существуют для сбора и подачи фактов.
Добавить комментарий