

Геймификация: в чем её принцип, где и зачем она используется
Согласись, в жизни нам часто приходится достигать каких-то высот, к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Сделать этот процесс приятным и интересным может геймификация.
С этим понятием мы сталкиваемся чаще, чем думаем. И в большинстве случаев мы даже ее не замечаем — настолько естественной частью жизни она становится.
О том, что это такое и для чего нужно, рассказываю в этой статье.
Содержание статьи:
Что такое геймификация
Геймификация, она же игрофикация, — это применение игровых механик, принципов и методов в неигровом пространстве: на предприятии, в бизнесе, учебе, быту и многих других сферах жизни.
Причин на возникновение геймификации было множество. Старые методы поощрения сотрудников перестали давать должные эффекты, и нужно было как-то мотивировать персонал.
Особенно это актуально, когда внушительная часть современных работников — миллениалы. Они привыкли жить с гаджетами с раннего детства, поэтому присутствие эффекта компьютерной игры в их жизни — абсолютно естественно, и по-другому им становится скучно.
Представь ситуацию: ты руководитель компании, и хочешь, чтобы сотрудники не только делали свою работу ради зарплаты, но и «горели» работой, генерировали новые идеи и с удовольствием ходили на корпоративы, тренинги и другие мероприятия. Денежное вознаграждение, как и банальная благодарность уже не работают, да и не всегда уместны. Нужны иные способы вовлечения, и тут на помощь приходит геймификация, в основе которой находятся те же принципы, что и в любой игре.
То есть для начала нужно заинтересовать, вовлечь человека, а затем удержать его внимание.
Инструментами такого вовлечения могут стать уровни, соревнования, этапы достижения целей. Как и в любой игре после всего этого следует награда. Все эти правила применяют в видеоиграх, только в случае с геймификацией игру нужно внедрить в рабочий процесс.
Важно различать геймификацию и игровое обучение.
Игровое обучение — это обучение чему-либо в рамках конкретной игры. А геймификация — внедрение этой игры в жизнь. Она может заменить стандартные рабочие процессы на этапы игры, которые нужно пройти, чтобы добиться чего-то. Применяется она для повышения эффективности бизнес-процессов.
Согласно исследованиям геймификация увеличила вовлеченность и эффективность сотрудников на 60%, повышение гордости за работу с 32% до 78% и производительность на 50%.
Базируется геймификация не на финансовом вознаграждении, а на признании и самореализации — высших потребностях пирамиды Маслоу.
Какой она бывает
Виды геймификации
Если говорить о бизнесе, то существует три основных вида геймификации:
- внутренняя;
- внешняя;
- меняющая поведение.
Разберем каждую поподробнее.
Внутренняя
Геймификация внутри компании.
Нужна для повышения производительности и вовлеченности персонала, развития командного духа, создания искреннего желания работать все лучше и лучше. Следовательно, она должна положительно повлиять на увеличение объемов продаж и обслуживание клиентов.

Внешняя
Это геймификация для клиентов компании.
Основная цель — повысить узнаваемость бренда, увеличить число клиентов, повлиять на лояльность клиентов в компании.
Меняющая поведение
Одновременно и для клиентов, и для сотрудников.
Нужна для формирования новых привычек.
Элементы
Чтобы понять, как работает и строится геймификация, нужно для начала дать определение игре. Очень хорошо на этот счет высказался Бернард Сьютс:
«Игра — это добровольное преодоление необязательных препятствий».
Исходя из этого определения, игра содержит в себе четыре элемента.
Цель
То, ради чего человек играет. Она направляет действия игрока в зависимости от требуемого итога. Например, если это гонки, то нужно первым приехать к финишу, не разбив при этом машину.
Правила
Это некие ограничения для достижения цели. Они призваны побуждать игроков находить разные пути решения. Например, нельзя врезаться в другие автомобили — это потеря времени, и шансов приехать первым становится с каждой аварией все меньше.
Обратная связь
Игрок видит, насколько он близок к цели, и этот момент также влияет на его поведение. Если информация отражается в режиме реального времени, это мотивирует на достижение лучших результатов.
Добровольное участие
Это значит, что игрок добровольно принимает все правила и идет к цели. Никакого принуждения. В противном случае назвать это игрой будет сложно.
Из этого можно выделить основные составляющие геймификации.
- Добровольное участие.
- Наличие цели и правил.
- Обучение какому-либо навыку в ходе достижения цели.
- Объединение игровых фрагментов в единую систему.
- Баланс. Слишком простая игра быстро станет неинтересной, а слишком сложная не замотивирует принять участие.
Критерии
Для полноты картины рассмотрим критерии, которые отметил Илья Есин — основатель креативного агентства Shiva-Marketing в своей колонке. Все они применимы к любому виду геймификации. Первые два пункта не требуют пояснений. О них мы говорили ранее — правила и добровольное участие. Разберем оставшиеся четыре.
Альтернативная реальность
Человек начинает игру, когда хочет попробовать что-то новое или оказаться в тех условиях, в которых он никогда ранее не бывал.
Этапы развития
Каждый последующий этап игры должен быть сложнее предыдущего, чтобы подогревать интерес. При этом он должен быть достаточно простым, чтобы с ним можно было справиться.
Социальный мир
Должен быть круг людей, с которыми можно было бы взаимодействовать в процессе игры — обсуждать, работать в команде или конкурировать.
Динамика развития
Каждый раз при входе в игру человек должен видеть что-то новое.
Все это основывается на психологии человека — все мы стремимся быть признанными. Игра создается, чтобы скучные рутинные процессы стали для сотрудников интересным квестом. При этом не нужно превращать в игру все и сразу. Достаточно внедрить буквально 1–2 элемента.
Как работает геймификация

Геймификацию можно смело использовать как инструмент мотивации персонала.
Ее основная задача — повысить вовлеченность всех участников и сделать рутинные процессы интересными для выполнения. Согласись, одно дело — постоянно общаться с клиентами и решать их вопросы, другое — получать «плюшки» и бонусы, если ты приведешь в компанию N число новых покупателей. Соревновательный момент также играет большую роль.
Все это призвано обеспечить удовольствие от рабочего процесса, сравнимое с удовольствием от прохождения игры.
Однако нельзя просто в один прекрасный день сказать: «Коллеги, отныне мы будем играть и соревноваться». Так это не работает. Сотрудников нужно мотивировать, и сделать это помогут четыре принципа работы.
Вознаграждение
Вознаграждение и вовлечение как методы применения геймификации отлично работают. Если человек знает, ради чего он все это делает, он будет делать это охотнее. Понимание, что в конце ждет награда, повышает мотивацию.
На этом строится маркетинг. Например, кэшбэк, скидки за покупки и другие особенности карт лояльности.
Статус
Получение какого-либо статуса тоже здорово мотивирует на игру. Внутри компании это может быть признание или повышение, вне компании — статус постоянного клиента, привилегии в обслуживании и т.д.
Соревнование
Конкурентный дух также может стать мотивацией и стимулировать человека скорее двигаться к цели. Здесь подойдут всевозможные таблицы, рейтинги и т.д.
Согласись, когда ты понимаешь, что не хуже всех в команде и вообще уже близок к лидерам, откуда-то появляются новые силы и решения.
Обратная связь
Игроку важен отклик, он должен видеть реакцию на свои действия. Поэтому за каждый завершенный этап можно давать все те же бонусы, место в рейтинге, бейджи и т.д. По сути, это отметка о промежуточных результатах.
В каких сферах ее используют
В 2021 году термин «геймификация» употребляют все кому не лень, и элементы игры все чаще проникают в рабочие процессы.
Это неудивительно, ведь игр в нашей жизни действительно становится все больше.
Дети взаимодействуют со смартфоном и планшетом с малых лет, подростки зарабатывают на онлайн-турнирах, взрослые с удовольствием играют в компьютерные игры. Поэтому нет ничего удивительного в активном внедрении геймификации в нашу жизнь.
Используют ее не только в бизнесе. Многие применяют принципы игрофикации в повседневной жизни, в HR, в маркетинге и т.д.
Рассмотрим основные сферы, где геймификация появляется чаще всего.
Геймификация как часть образовательных процессов

Игрофикация становится важной частью процесса обучения в школах, колледжах, университетах и т.д. Классический подход с оценками давно перестал приносить нужный результат. Многие ученики просто отсиживают уроки и лекции, а затем идут отдыхать, получив при этом минимум знаний.
Однако если добавить в обучение немного игры, ситуация значительно улучшится. Если превратить скучное домашнее задание в квест, на истории решать реальные стратегические задачи, а на географии стать исследователями — вовлеченность учеников будет максимальной.
Давно доказано, что такой подход в разы повышает уровень знаний, потому что студенты принимают участие в процессе, изучают, делают открытия, а не просто учат материал по учебникам.
Особенно актуальна геймификация в дистанционном обучении, которое за последние два года стало особенно популярным. Сложно сосредоточиться и воспринимать материал, слушая учителя по «зуму» или читая учебник онлайн. А вот прохождение квеста, который по итогу даст ту же информацию, будет намного эффективнее.
Игровыми элементами можно пользоваться как средством повышения мотивации к обучению.
Геймификация в менеджменте
Игрофикация в менеджменте призвана повысить вовлеченность работников, сплотить коллектив, превратить рутинные процессы в интересные задачи. По сути, сотрудники HR, применяя геймификацию, стремятся приравнять удовольствие от рабочего процесса к удовольствию от компьютерной игры.
Согласно статистике геймификации на основании данных 2020–2021:
- 89% сотрудников считают, что с игровыми элементами они работали бы лучше;
- 88% сотрудников утверждают, что геймификация рабочих процессов делают их счастливыми;
- 83% сотрудников, которых обучали в игровой форме, оказываются более мотивированными.
Еще один пример геймификации в рекрутинге — прием на работу.
Некоторые HR-специалисты проводят не скучные собеседования, а предлагают кандидатам пройти квест и выполнить задания, а затем по результатам принимают решение об устройстве на работу.
Геймификация в маркетинге
В маркетинге внедрение игровых элементов отвечают за узнаваемость бренда, лояльность клиентов к компании, расширение аудитории и увеличение числа потребителей. Со всем этим вместе растут и объемы продаж.
Как выглядит такой маркетинг? Например, за определенное действие можно давать баллы, бонусы или даже денежное вознаграждение.
Для повышения интереса аудитории часто применяются такие приемы как статус, подарки и бесплатные товары. Причем получение статуса зачастую ценится клиентами выше, чем подарки. Человеку приятно иметь некую долю престижа, принадлежать к определенной группе, быть в чем-то избранным, например, быть постоянным привилегированным клиентом.
Социальная геймификация

Не всегда геймификация должна повысить продажи или улучшить качество работы персонала. Иногда она нужна, чтобы повлиять на что-то в социальной сфере.
Например, лестница-пианино побуждает больше ходить пешком, а контейнер с музыкой — задуматься о сортировке мусора.
Ярким примером геймификации в социальной сфере можно назвать прорыв в изучении СПИДа.
На протяжении 15 лет ученым не удавалось расшифровать структуру одного из вирусов. Тогда Центр игровых наук Вашингтонского университета в сотрудничестве с кафедрой биохимии создал онлайн-головоломку FoldIt.
Было предложено принять участие в соревнованиях, кто лучше свернет белковую структуру. Естественно, в игровой форме. Многие термины заменили на более простые аналогии, так как большинство игроков не имело биохимического образования.
В итоге было зарегистрировано почти 250 тысяч участников, и решение нашлось буквально за 10 дней.
Геймификация в СМИ
Иногда издания могут подавать материал в игровой форме. Делается это для повышения читательского интереса за счет более интересной и живой подачи.
Чтобы было понятнее, как это выглядит в средствах массовой информации, давай вспомним медиа-издание «Медуза». Там есть раздел, который так и называется «Игры». Здесь в игровой форме можно ознакомиться с новостями и главными событиями, пройти интересные тесты или игру.
Плюсы геймификации
Геймификация призвана повысить вовлеченность и улучшить результат, причем во всех сферах, где ее используют. Клиенты остаются в компании и рекомендуют ее знакомым и друзьям, сотрудники лучше выполняют свою работу, а ученики действительно начинают разбираться в материале, а не просто зубрят его. Любое монотонное задание становится интереснее, если в него включают элементы игры.
Помимо этого, геймификация имеет и другие преимущества:
- Позволяет окунуться в детство и начать получать удовольствие от процесса. Это снимает подсознательное сопротивление информации, и усвоение нового происходит гораздо легче.
- Объединение участников процесса для достижения результатов благотворно сказывается на командной работе.
- Если в игрофикации есть конкурирующий элемент, это добавляет эмоций и азарта, а также помогает раскрыть таланты и потенциал.
Как оценить её эффективность
Единого способа оценить эффективность геймификации нет, и это один из ее недостатков.
Внедрение игровых элементов может кардинально отличаться в разных компаниях. Это зависит, во-первых, от ценностей организации, а, во-вторых, от целей, ради которых и внедряют игрофикацию.
Чтобы была возможность оценить результаты, нужно сначала поставить цели по SMART. Например, если геймификация применяется в образовании, то должен повыситься уровень знаний. Если она используется для привлечения клиентов, их число должно увеличиться.
Примеры успешного внедрения в бизнесе

Разберем конкретные примеры игр, которые успешно применялись компаниями и дали хороший результат.
Кейс компании Microsoft
Компания столкнулась с тем, что при выпуске большого количества программного обеспечения в разные страны возникла проблема локализации текстов этих программ. Естественно, были сотрудники, кто за это отвечал, но они работали очень нерасторопно, и объем задач рос с каждым днем все больше и больше. Для решения вопроса применили геймификацию.
Была создана игра «Language quality game», что переводится как «Игра о качестве языка». Представители компаний в разных странах выделили сотрудников, кто проверял ошибки на родном языке. За это работники получали баллы. А рядом с окошком, где нужно было исправлять ошибки, было окно с рейтингом сотрудников в режиме реального времени.
Это был прорыв. Начались реальные состязания за первого место. Было найдено почти 7 тысяч ошибок. Что самое удивительно — все это было выполнено бесплатно не в ущерб основному рабочему процессу. Кстати, первое место заняло представительство в Японии, где на поиски ошибок выделили целый день, и работники никакими другими задачами не занимались.
Кейс McDonald’s
С геймификацией Макдональдса знакомы, наверное, все, кто покупал фаст-фуд в этом ресторане. Речь идет об игре Монополия, которая проводится уже не первый год для клиентов компании.
На коробочках с едой размещаются стикеры. Если собрать определенную коллекцию таких стикеров, можно получить один из призов, в том числе крупную сумму денег, технику, машину. Есть и мелкие подарки, например промо-код на бесплатную электронную книгу.
В итоге люди понимают, что они могут выиграть дорогие призы, потратив на это совсем немного денег. И начинают с большим энтузиазмом заказывать ту еду, которые они и так любят.
Таким образом компания серьезно увеличивает объемы продаж, покрывая сезонные издержки.
Кейс Кинопоиска
Наверное, все знакомы с этим сайтом. Именно здесь можно встретить множество рецензий на фильмы, мультфильмы и сериалы от тех, кто их смотрел. По сути, каждый человек может побыть критиком и высказать свое мнение, но не из разряда «Мне нравится», а аргументировать свою позицию.
Самым активным участникам Кинопоиск на основании рейтинга презентует билеты на предпоказы. Таким образом компания экономит на тех, кто будет писать им контент и повышет лояльность клиентов.
Заключение
Игрофикация — отличный инструмент для вовлечения сотрудников и удержания клиентов. Также она позволяет геймифицировать любой стандартный процесс, превратив его в игру или квест. Однако важно с умом подойти к ее внедрению и не превращать все производство в игру.
Добавить комментарий