что такое геймификация
Алекс Цельный

Геймификация: в чем её принцип, где и зачем она используется

Согласись, в жизни нам часто приходится достигать каких-то высот, к чему-то стремиться, чего-то добиваться. Сделать этот процесс приятным и интересным может геймификация.

С этим понятием мы сталкиваемся чаще, чем думаем. И в большинстве случаев мы даже ее не замечаем — настолько естественной частью жизни она становится.

О том, что это такое и для чего нужно, рассказываю в этой статье.

Что такое геймификация

Геймификация, она же игрофикация, — это применение игровых механик, принципов и методов в неигровом пространстве: на предприятии, в бизнесе, учебе, быту и многих других сферах жизни.

Причин на возникновение геймификации было множество. Старые методы поощрения сотрудников перестали давать должные эффекты, и нужно было как-то мотивировать персонал.

Особенно это актуально, когда внушительная часть современных работников — миллениалы. Они привыкли жить с гаджетами с раннего детства, поэтому присутствие эффекта компьютерной игры в их жизни — абсолютно естественно, и по-другому им становится скучно.

Представь ситуацию: ты руководитель компании, и хочешь, чтобы сотрудники не только делали свою работу ради зарплаты, но и «горели» работой, генерировали новые идеи и с удовольствием ходили на корпоративы, тренинги и другие мероприятия. Денежное вознаграждение, как и банальная благодарность уже не работают, да и не всегда уместны. Нужны иные способы вовлечения, и тут на помощь приходит геймификация, в основе которой находятся те же принципы, что и в любой игре.

То есть для начала нужно заинтересовать, вовлечь человека, а затем удержать его внимание.

Инструментами такого вовлечения могут стать уровни, соревнования, этапы достижения целей. Как и в любой игре после всего этого следует награда. Все эти правила применяют в видеоиграх, только в случае с геймификацией игру нужно внедрить в рабочий процесс.

Важно различать геймификацию и игровое обучение.

Игровое обучение — это обучение чему-либо в рамках конкретной игры. А геймификация — внедрение этой игры в жизнь. Она может заменить стандартные рабочие процессы на этапы игры, которые нужно пройти, чтобы добиться чего-то. Применяется она для повышения эффективности бизнес-процессов.

Согласно исследованиям геймификация увеличила вовлеченность и эффективность сотрудников на 60%, повышение гордости за работу с 32% до 78% и производительность на 50%.

Базируется геймификация не на финансовом вознаграждении, а на признании и самореализации — высших потребностях пирамиды Маслоу.

Какой она бывает

Виды геймификации

Если говорить о бизнесе, то существует три основных вида геймификации:

  • внутренняя;
  • внешняя;
  • меняющая поведение.

Разберем каждую поподробнее.

Внутренняя

Геймификация внутри компании.

Нужна для повышения производительности и вовлеченности персонала, развития командного духа, создания искреннего желания работать все лучше и лучше. Следовательно, она должна положительно повлиять на увеличение объемов продаж и обслуживание клиентов.

какой бывает геймификация

Внешняя

Это геймификация для клиентов компании.

Основная цель — повысить узнаваемость бренда, увеличить число клиентов, повлиять на лояльность клиентов в компании.

Меняющая поведение

Одновременно и для клиентов, и для сотрудников.

Нужна для формирования новых привычек.

Элементы

Чтобы понять, как работает и строится геймификация, нужно для начала дать определение игре. Очень хорошо на этот счет высказался Бернард Сьютс:

«Игра — это добровольное преодоление необязательных препятствий».

Исходя из этого определения, игра содержит в себе четыре элемента.

Цель

То, ради чего человек играет. Она направляет действия игрока в зависимости от требуемого итога. Например, если это гонки, то нужно первым приехать к финишу, не разбив при этом машину.

Правила

Это некие ограничения для достижения цели. Они призваны побуждать игроков находить разные пути решения. Например, нельзя врезаться в другие автомобили — это потеря времени, и шансов приехать первым становится с каждой аварией все меньше.

Обратная связь

Игрок видит, насколько он близок к цели, и этот момент также влияет на его поведение. Если информация отражается в режиме реального времени, это мотивирует на достижение лучших результатов.

Добровольное участие

Это значит, что игрок добровольно принимает все правила и идет к цели. Никакого принуждения. В противном случае назвать это игрой будет сложно.

Из этого можно выделить основные составляющие геймификации.

  • Добровольное участие.
  • Наличие цели и правил.
  • Обучение какому-либо навыку в ходе достижения цели.
  • Объединение игровых фрагментов в единую систему.
  • Баланс. Слишком простая игра быстро станет неинтересной, а слишком сложная не замотивирует принять участие.

Критерии

Для полноты картины рассмотрим критерии, которые отметил Илья Есин — основатель креативного агентства Shiva-Marketing в своей колонке. Все они применимы к любому виду геймификации. Первые два пункта не требуют пояснений. О них мы говорили ранее — правила и добровольное участие. Разберем оставшиеся четыре.

Альтернативная реальность

Человек начинает игру, когда хочет попробовать что-то новое или оказаться в тех условиях, в которых он никогда ранее не бывал.

Этапы развития

Каждый последующий этап игры должен быть сложнее предыдущего, чтобы подогревать интерес. При этом он должен быть достаточно простым, чтобы с ним можно было справиться.

Социальный мир

Должен быть круг людей, с которыми можно было бы взаимодействовать в процессе игры — обсуждать, работать в команде или конкурировать.

Динамика развития

Каждый раз при входе в игру человек должен видеть что-то новое.

Все это основывается на психологии человека — все мы стремимся быть признанными. Игра создается, чтобы скучные рутинные процессы стали для сотрудников интересным квестом. При этом не нужно превращать в игру все и сразу. Достаточно внедрить буквально 1–2 элемента.

Как работает геймификация

как работает геймификация

Геймификацию можно смело использовать как инструмент мотивации персонала.

Ее основная задача — повысить вовлеченность всех участников и сделать рутинные процессы интересными для выполнения. Согласись, одно дело — постоянно общаться с клиентами и решать их вопросы, другое — получать «плюшки» и бонусы, если ты приведешь в компанию N число новых покупателей. Соревновательный момент также играет большую роль.

Все это призвано обеспечить удовольствие от рабочего процесса, сравнимое с удовольствием от прохождения игры.

Однако нельзя просто в один прекрасный день сказать: «Коллеги, отныне мы будем играть и соревноваться». Так это не работает. Сотрудников нужно мотивировать, и сделать это помогут четыре принципа работы.

Вознаграждение

Вознаграждение и вовлечение как методы применения геймификации отлично работают. Если человек знает, ради чего он все это делает, он будет делать это охотнее. Понимание, что в конце ждет награда, повышает мотивацию.

На этом строится маркетинг. Например, кэшбэк, скидки за покупки и другие особенности карт лояльности.

Статус

Получение какого-либо статуса тоже здорово мотивирует на игру. Внутри компании это может быть признание или повышение, вне компании — статус постоянного клиента, привилегии в обслуживании и т.д.

Соревнование

Конкурентный дух также может стать мотивацией и стимулировать человека скорее двигаться к цели. Здесь подойдут всевозможные таблицы, рейтинги и т.д.

Согласись, когда ты понимаешь, что не хуже всех в команде и вообще уже близок к лидерам, откуда-то появляются новые силы и решения.

Обратная связь

Игроку важен отклик, он должен видеть реакцию на свои действия. Поэтому за каждый завершенный этап можно давать все те же бонусы, место в рейтинге, бейджи и т.д. По сути, это отметка о промежуточных результатах.

В каких сферах ее используют

В 2021 году термин «геймификация» употребляют все кому не лень, и элементы игры все чаще проникают в рабочие процессы.

Это неудивительно, ведь игр в нашей жизни действительно становится все больше.

Дети взаимодействуют со смартфоном и планшетом с малых лет, подростки зарабатывают на онлайн-турнирах, взрослые с удовольствием играют в компьютерные игры. Поэтому нет ничего удивительного в активном внедрении геймификации в нашу жизнь.

Используют ее не только в бизнесе. Многие применяют принципы игрофикации в повседневной жизни, в HR, в маркетинге и т.д.

Рассмотрим основные сферы, где геймификация появляется чаще всего.

Геймификация как часть образовательных процессов

геймификация в сфере образования

Игрофикация становится важной частью процесса обучения в школах, колледжах, университетах и т.д. Классический подход с оценками давно перестал приносить нужный результат. Многие ученики просто отсиживают уроки и лекции, а затем идут отдыхать, получив при этом минимум знаний.

Однако если добавить в обучение немного игры, ситуация значительно улучшится. Если превратить скучное домашнее задание в квест, на истории решать реальные стратегические задачи, а на географии стать исследователями — вовлеченность учеников будет максимальной.

Давно доказано, что такой подход в разы повышает уровень знаний, потому что студенты принимают участие в процессе, изучают, делают открытия, а не просто учат материал по учебникам.

Особенно актуальна геймификация в дистанционном обучении, которое за последние два года стало особенно популярным. Сложно сосредоточиться и воспринимать материал, слушая учителя по «зуму» или читая учебник онлайн. А вот прохождение квеста, который по итогу даст ту же информацию, будет намного эффективнее.

Игровыми элементами можно пользоваться как средством повышения мотивации к обучению.

Геймификация в менеджменте

Игрофикация в менеджменте призвана повысить вовлеченность работников, сплотить коллектив, превратить рутинные процессы в интересные задачи. По сути, сотрудники HR, применяя геймификацию, стремятся приравнять удовольствие от рабочего процесса к удовольствию от компьютерной игры.

Согласно статистике геймификации на основании данных 2020–2021:

  • 89% сотрудников считают, что с игровыми элементами они работали бы лучше;
  • 88% сотрудников утверждают, что геймификация рабочих процессов делают их счастливыми;
  • 83% сотрудников, которых обучали в игровой форме, оказываются более мотивированными.

Еще один пример геймификации в рекрутинге — прием на работу.

Некоторые HR-специалисты проводят не скучные собеседования, а предлагают кандидатам пройти квест и выполнить задания, а затем по результатам принимают решение об устройстве на работу.

Геймификация в маркетинге

В маркетинге внедрение игровых элементов отвечают за узнаваемость бренда, лояльность клиентов к компании, расширение аудитории и увеличение числа потребителей. Со всем этим вместе растут и объемы продаж.

Как выглядит такой маркетинг? Например, за определенное действие можно давать баллы, бонусы или даже денежное вознаграждение.

Для повышения интереса аудитории часто применяются такие приемы как статус, подарки и бесплатные товары. Причем получение статуса зачастую ценится клиентами выше, чем подарки. Человеку приятно иметь некую долю престижа, принадлежать к определенной группе, быть в чем-то избранным, например, быть постоянным привилегированным клиентом.

Социальная геймификация

геймификация в сфере социальных проектов

Не всегда геймификация должна повысить продажи или улучшить качество работы персонала. Иногда она нужна, чтобы повлиять на что-то в социальной сфере.

Например, лестница-пианино побуждает больше ходить пешком, а контейнер с музыкой — задуматься о сортировке мусора.

Ярким примером геймификации в социальной сфере можно назвать прорыв в изучении СПИДа.

На протяжении 15 лет ученым не удавалось расшифровать структуру одного из вирусов. Тогда Центр игровых наук Вашингтонского университета в сотрудничестве с кафедрой биохимии создал онлайн-головоломку FoldIt.

Было предложено принять участие в соревнованиях, кто лучше свернет белковую структуру. Естественно, в игровой форме. Многие термины заменили на более простые аналогии, так как большинство игроков не имело биохимического образования.

В итоге было зарегистрировано почти 250 тысяч участников, и решение нашлось буквально за 10 дней.

Геймификация в СМИ

Иногда издания могут подавать материал в игровой форме. Делается это для повышения читательского интереса за счет более интересной и живой подачи.

Чтобы было понятнее, как это выглядит в средствах массовой информации, давай вспомним медиа-издание «Медуза». Там есть раздел, который так и называется «Игры». Здесь в игровой форме можно ознакомиться с новостями и главными событиями, пройти интересные тесты или игру.

Плюсы геймификации

Геймификация призвана повысить вовлеченность и улучшить результат, причем во всех сферах, где ее используют. Клиенты остаются в компании и рекомендуют ее знакомым и друзьям, сотрудники лучше выполняют свою работу, а ученики действительно начинают разбираться в материале, а не просто зубрят его. Любое монотонное задание становится интереснее, если в него включают элементы игры.

Помимо этого, геймификация имеет и другие преимущества:

  • Позволяет окунуться в детство и начать получать удовольствие от процесса. Это снимает подсознательное сопротивление информации, и усвоение нового происходит гораздо легче.
  • Объединение участников процесса для достижения результатов благотворно сказывается на командной работе.
  • Если в игрофикации есть конкурирующий элемент, это добавляет эмоций и азарта, а также помогает раскрыть таланты и потенциал.

Как оценить её эффективность

Единого способа оценить эффективность геймификации нет, и это один из ее недостатков.

Внедрение игровых элементов может кардинально отличаться в разных компаниях. Это зависит, во-первых, от ценностей организации, а, во-вторых, от целей, ради которых и внедряют игрофикацию.

Чтобы была возможность оценить результаты, нужно сначала поставить цели по SMART. Например, если геймификация применяется в образовании, то должен повыситься уровень знаний. Если она используется для привлечения клиентов, их число должно увеличиться.

Примеры успешного внедрения в бизнесе

примеры успешной геймификации в бизнесе

Разберем конкретные примеры игр, которые успешно применялись компаниями и дали хороший результат.

Кейс компании Microsoft

Компания столкнулась с тем, что при выпуске большого количества программного обеспечения в разные страны возникла проблема локализации текстов этих программ. Естественно, были сотрудники, кто за это отвечал, но они работали очень нерасторопно, и объем задач рос с каждым днем все больше и больше. Для решения вопроса применили геймификацию.

Была создана игра «Language quality game», что переводится как «Игра о качестве языка». Представители компаний в разных странах выделили сотрудников, кто проверял ошибки на родном языке. За это работники получали баллы. А рядом с окошком, где нужно было исправлять ошибки, было окно с рейтингом сотрудников в режиме реального времени.

Это был прорыв. Начались реальные состязания за первого место. Было найдено почти 7 тысяч ошибок. Что самое удивительно — все это было выполнено бесплатно не в ущерб основному рабочему процессу. Кстати, первое место заняло представительство в Японии, где на поиски ошибок выделили целый день, и работники никакими другими задачами не занимались.

Кейс McDonald’s

С геймификацией Макдональдса знакомы, наверное, все, кто покупал фаст-фуд в этом ресторане. Речь идет об игре Монополия, которая проводится уже не первый год для клиентов компании.

На коробочках с едой размещаются стикеры. Если собрать определенную коллекцию таких стикеров, можно получить один из призов, в том числе крупную сумму денег, технику, машину. Есть и мелкие подарки, например промо-код на бесплатную электронную книгу.

В итоге люди понимают, что они могут выиграть дорогие призы, потратив на это совсем немного денег. И начинают с большим энтузиазмом заказывать ту еду, которые они и так любят.

Таким образом компания серьезно увеличивает объемы продаж, покрывая сезонные издержки.

Кейс Кинопоиска

Наверное, все знакомы с этим сайтом. Именно здесь можно встретить множество рецензий на фильмы, мультфильмы и сериалы от тех, кто их смотрел. По сути, каждый человек может побыть критиком и высказать свое мнение, но не из разряда «Мне нравится», а аргументировать свою позицию.

Самым активным участникам Кинопоиск на основании рейтинга презентует билеты на предпоказы. Таким образом компания экономит на тех, кто будет писать им контент и повышет лояльность клиентов.

Заключение

Игрофикация — отличный инструмент для вовлечения сотрудников и удержания клиентов. Также она позволяет геймифицировать любой стандартный процесс, превратив его в игру или квест. Однако важно с умом подойти к ее внедрению и не превращать все производство в игру.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *