Методология Agile: в чем суть и как внедрить её в свой бизнес
Наверное, многие слышали про Agile, но далеко не все реально понимают, что это такое и как действует, и в чем вообще его смысл. А уж когда речь заходит о Скраме, Канбане и Нексусе, теряется большинство людей. А ведь Манифесту гибкой разработки программного обеспечения в феврале 2021 года исполнилось 20 лет.
Содержание статьи:
- 1 Что это такое
- 2 Основные принципы и Манифест Agile
- 3 Agile и Scrum — как соотносятся, что есть что
- 4 Как внедрить Agile
- 5 Как работать по этой методологии
- 6 Литература по Agile
- 6.1 «Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban». Авторы Роб Коул, Эдвард Скотчер
- 6.2 «Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов». Автор Стивен Деннинг
- 6.3 «Scrum. Революционный метод управления проектами». Автор Джефф Сазерленд
- 6.4 «Scrum и Kanban: выжимаем максимум». Авторы Хенрик Книберг, Маттиас Скарин
Что это такое
Слово «Agile» произошло от английского «agile software development», что переводится как «гибкая разработка программного обеспечения». Это система методологий гибкого управления проектов. По сути Аджайл — это философия, которая лежит в основе принципов работы (преимущественно проектной). Он помогает ускорить процесс создания продукта благодаря обратной связи с потребителями и наличию циклов.
Все мы привыкли долго разрабатывать продукт: планировать, изучать, анализировать, переделывать, дорабатывать и т.д. Таким образом от точки А (старта работы) до точки В (выпуск продукта на рынок) могут пройти не только месяцы, но и годы. И в итоге, когда продукт наконец будет выпущен, окажется, что он никому не нужен, да и давно устарел. Вот от таких ситуаций и должен спасти Аджайл.
По Аджайлу весь процесс создания продукта делится на короткие циклы в 2–4 недели — итерации. По завершению цикла должны быть выполнены все задачи, которые были запланированы. Участие принимают все сотрудники команды, каждый вносит свой вклад.
По окончанию цикла мы должны получит MVP — минимально жизнеспособный продукт. Далее результаты анализируются, цели для новой итерации устанавливаются, и команда снова приступает к работе. В итоге в каждом из таких циклов получается новый мини-продукт или его часть, которые готовы к запуску. Цель каждой итерации — обновить продукт, сделать его более эффективным. После каждого нового цикла он должен быть:
- работоспособным;
- полезным для потребителя;
- более совершенным, чем был.
Как возник Agile
История Аджайла начинается в 90-е годы, когда в ответ на тяжелые методы разработки программного обеспечения появляются новые и легкие. Одни из основных:
- быстрая разработка приложений (RAD) с 1991 года;
- Crystal Methods в 1992 году, упрощенный до Crystal в 1997 году (кстати, именно идеи Алистера Коберна легли в основу Аджайла);
- Refactoring с 1993 года;
- Dynamic Systems Development Method (DSDM) с 1994 года;
- Scrum and Pair Development в 1995 году (именно этот метод, продвинутый Майком Бидлом, больше всего ассоциируется сегодня с Аджайлом);
- Feature Driven Development (FDD) с 1997 года;
- Adaptive Software Development, The Pragmatic Programmer и XP (экстремальное программирование) с 1999 года (по некоторым данным XP с 1996 года).
И это лишь некоторые методологии, которые возникли до Манифеста. Сегодня вместе с ним являются гибкими методами разработки программного обеспечения.
В феврале 2001 года большинство из создателей этих и некоторых других методологий (всего 17 практиков) собрались на горнолыжном курорте в Юте и решили, что нужно менять подход к разработке. Первоначальной задачей было создать самую крутую методику разработки, которую стали бы использовать во всем мире.
Как результат — был издан Манифест гибкой разработки программного обеспечения, который сейчас доступен более чем на 50 языках. Назвали его Agile, перевод с английского — «быстрый, проворный».
Несмотря на то, что речь идет о программном обеспечении, Аджайл вышел далеко за пределы IT. Сегодня методологию используют в банковской сфере, ритейле, онлайн-сервисах, на промышленных предприятиях, в коммерческих предприятиях и госучреждениях. По сути, Agile можно применять везде, где выпускается некая продукция.
Какие российские компании применяют Agile
В Россию Аджайл пришел несколько позже, но уже сегодня он активно применяется в разных сферах. Широкое освещение он получил после выступления Германа Грефа — председателя правления Сбербанка. Он подробно познакомился с методологией в Кремниевой долине и начал продвигать ее в России. Вот несколько крупных компаний, которые применяют Аджайл:
- Сбербанк;
- Яндекс;
- First Line Software — компания по разработке ПО;
- М-Видео — магазин электроники;
- Туту.ру — туристический онлайн-сервис;
- МТС — телекоммуникационные услуги;
- Вымпелком — телекоммуникационные услуги;
- NPM — компания по производителей оборудования для индустрии напитков.
ScrumTrek — крупнейший провайдер обучения и консалтинга по Agile в России и СНГ проводит ежегодные исследования «Agile в России». В 2020 году в нем приняли участие более тысячи компаний, и вот какие цифры получились:
- География:
- Москва 41%;
- Санкт-Петербург 14%;
- Пермь 6,4%;
- Казань + Иннополис 5,5%;
- Новосибирск 5,4%
- Волгоград + Волжский 3,7%;
- Саратов 3,5%.
- Отрасли:
- информационные технологии 42%;
- финансы 18%
- промышленность 8%;
- торговля 7%;
- телекоммуникации 5%;
- энергетика 3,2%;
- консалтинг 2,8%.
- Методики:
- Scrum 41%;
- Kanban 23%.
На основании этих данных смело можно заявлять, что Agile в России применяют, и самыми популярными считаются Scrum и Kanban. Причем Kanban постепенно догоняет Scrum в сравнении с прошлыми периодами. В мире ситуация иная: Kanban составляет всего 7%, а Scrum поднялся до 58%.
Основные принципы и Манифест Agile
А теперь перейдем к главному — самой методологии. В основе Манифеста Аджайл лежат 4 ценности и 12 принципов. Начнем с первых.
Ценности
1. Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
Для работы должны быть созданы такие условия, чтобы процессы и инструменты не сковывали команду, не замедляли и не ограничивали ее. Напротив — они должны помочь работать эффективно. И каждый из членов команды может сам выбирать, каким инструментом пользоваться.
При этом все общение (между членами команды и с заказчиком) происходит напрямую, минуя бюрократические требования. В идеале это должны быть личные встречи и офлайн-беседы. Если без онлайна никак не обойтись, стоит выбрать видеосвязь и интерактивную доску, а не почту, соцсети или мессенджеры.
2. Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
Потребитель хочет получить готовый работающий продукт, а не красивую презентацию и обещания. Поэтому минимум документов и отчетов, которые сильно тормозят процесс создания. Лучше тратить ресурсы на разработку, чем на описание и позиционирование этой разработки.
3. Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
В интересах клиента важно создать качественный полезный продукт. И может оказаться так, что в процессе разработки представления о том, каким он должен быть, меняются. Даже если вы с заказчиком подписали договор, где прописаны конкретные требования А, В, С, не бойся поменять какой-то из них на D, если того требует ситуация. Главное — все это нужно обсуждать и постоянно взаимодействовать с заказчиком.
Хороший полезный продукт важнее его описания на бумаге, и, если что-то в процессе создания стало менее значимым, это стоит обсудить и заменить.
4. Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану
Этот пункт вытекает из предыдущего. Изменения можно вносить на любой стадии разработки продукта, если это действительно нужно. И они будут в приоритете несмотря на то, что написано на бумаге.
А теперь перейдем к принципам.
Принципы
- Главной задачей является удовлетворение потребностей и желаний заказчика. Весь рабочий процесс подстраивается именно под это.
- Изменения в продукте приветствуются на любом сроке, если в этом есть необходимость.
- Разработчики и представители бизнеса должны работать сообща на всех этапах проекта. Важно регулярно взаимодействовать, обмениваясь информацией, идеями, пожеланиями.
- Сотрудники должны быть мотивированы. Важно создать соответствующие условия для работы.
- Работающий продукт нужно выпускать после каждого цикла, который длится от двух недель до двух месяцев.
- Прямое общение должно стать основным источником обмена информацией на всех уровнях — с командой и внутри нее.
- Главный показатель прогресса и того, что все идет как нужно — работающий продукт.
- Инвесторы, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный ритм без временных ограничений.
- Высшей гибкостью проекта можно назвать постоянное внимание к техническому совершенству и качеству продукта.
- Важно минимизировать ненужную работу и упростить все процессы.
- Самого лучшего результата достигают самоорганизующиеся команды, которыми не нужно управлять.
- Важны систематический анализ возможных способов улучшения эффективности и своевременная корректировка стиля работы.
Agile и Scrum — как соотносятся, что есть что
По данным исследования ScrumTrek в России особой популярность пользуется методика Scrum — ее использует 41%. Как же он соотносится с Agile? Итак, чтобы внедрить методологию Аджайл, нужно следовать определенным правилам или фреймворкам. Это, так сказать, каркас всего рабочего процесс. И фреймворком является Скрам (а также Канбан и Нексус).
Scrum — метод глубокого планирования, который подходит для практически любых проектов. Весь процесс работы разбивается на спринты — одинаковые по времени циклы (итерации). В команде должно быть не более 10 человек. В составе должны быть:
- разработчики;
- product owner (владелец продукта);
- scrum-мастер (лидер команды).
Важно: все члены Аджайл-команды равны. Да, тут есть лидер команды и владелец продукта, но они работают как единое целое для выполнения конкретных задач.
Лидер не руководит, а обеспечивает команде возможность работать. Владелец продукта является связующим звеном между командой, потребителем и производством. Он знает свой бизнес, понимает, каким должен быть продукт и видит потребности клиентов. Все это он и доносит до команды. При этом product owner не диктует, как нужно работать, не дает оценку процессу, а принимает результат этой работы.
Бэклог продукта
Бэклог продукта — главный и единственный список требований. В нем перечислены основные требования и особенности, которые нужны потребителям. За составление отвечает владелец продукта.
Все пункты расположены в приоритетном порядке. И чем выше то или иное требование, тем быстрее над ним начнет работать команда. В процессе создания продукта по обоюдному согласию в бэклог могут внести изменения. Это нужно, когда выясняется, что какие-то функции оказались неактуальны, а другие, наоборот, востребованы.
Бэклог спринта
Спринт — временной отрезок (обычно две недели), за который должен быть выпущен новый мини-продукт или его часть. Именно его демонстрируют клиенту, после чего нужно вместе оценить результат. Бэклог спринта включает в себя список задач, которые команда должна выполнить за этот отрезок времени. Составляется совместно с командой, скрам-мастером и владельцем продукта. Владелец сообщает основную цель, и уже все вместе решают, какие задачи нужно выполнить для ее достижения. Из всего списка нужно выбрать лишь то, что можно закрыть за цикл, и бэклог будет готов. После утверждения вносить изменения нельзя.
Скрам-доска
Это главный инструмент Скрама, что-то типа ежедневника. Применяется, когда нужно составить бэклог. Выглядит как таблица, которую для удобства делят на три колонки:
- нужно сделать;
- делаем;
- сделали.
На стикерах пишутся задачи, которые нужно расположить в соответствующей колонке. Изначально все они будут находиться в разделе «Нужно сделать». Каждый день команда собирается и анализирует, что они сделали, к чему не еще приступали, а что находится в процессе. Так, стикер с надписью «разработать дизайн» вчера мог быть в колонке «делаем», а сегодня перейти в раздел «сделали». Все просто и наглядно.
Такие доски можно делать и виртуальными. Как пример, доска Trello. Здесь можно создавать колонки, менять местами карточки, оставлять комментарии к задачам и многое другое.
Как внедрить Agile
Начнем с того, что просто взять и внедрить Аджайл нельзя. Нужно трансформировать процессы производства, культуру компании, а также изменить собственное мышление и мышление персонала. И делать это нужно постепенно. Поэтому начинать лучше с пилотного проекта. Выбери продукт, сформируй команду, обучи одному из методов и смотри, что из этого выйдет.
Решение о внедрении Аджайла должно приниматься на уровне руководства. Затем выбери продукт или идею, на котором будут опробованы принципы выбранного метода. Важно, чтобы не требовалось срочно запускать его на рынок. В идеале продукт должен быть потенциально прибыльным и интересным, чтобы мотивировать команду.
После этого можно приступать к обучению команды. Лучше выбрать Scrum или Kanban — они проще воспринимается, да и литературы по ним гораздо больше. Можно нанять Аджайл-коуча. На погружение в тему выдели 2–3 дня. После обучения просто доверься команде. Если ты не являешься ее частью, не вклинивайся в процесс и не пытайся контролировать. Если ты в команде, будь ее частью, но не руководи. Помни про основные принципы методологии.
Пилотный проект должен показать, насколько Аджайл подходит организации, и стоит ли в принципе его применять. Процесс внедрения, как правило, занимает не менее года. Однако первые результаты можно увидеть уже месяца через три. И помни — пока будет формироваться и «оттачиваться» команда, расходы могут быть высокими. При этом суммарные затраты на весь проект окажутся ниже, так как продукт будет выпущен раньше.
С какими трудностями можно столкнуться при внедрении методологии
Помни — процесс внедрения Аджайла может быть довольно сложным, и на это есть свои причины. В первую очередь, довольно трудно отказаться от иерархической системы управления, которая существовала всегда. Но и просто отказаться мало — нужно, чтобы все члены команды на равных разделили ответственность за результат и осознали свою причастность.
К тому же, участникам процесса будет непросто понять, что каждый этап (итерация) должен принести в проект что-то новое, завершенное. Да и клиентам может быть сложно объяснить такой подход. Но если ты справишься, то процессы разработки станут гораздо эффективнее.
Как понять, нужен ли тебе Agile
Несмотря на удобство гибкого управления, нужна это методология не каждой компании. Эффективнее всего такой подход работает там, где:
- уже существуют небольшие команды, которые создают или улучшают продукт или сервис в условиях неопределенности;
- нужно создать MVP как можно быстрее, чтобы опередить конкурентов по бизнесу;
- идет разработка инновационного продукта, аналогов которому нет.
Если организация большая, и в ней много сотрудников, поменять их сознание (а принципы Аджайла именно об этом) будет довольно сложно. Представь концерн, где множество подразделений, и в каждом свой руководитель — процесс займет годы. Да и коллектив, вероятнее всего, будет сопротивляться — большинство из нас не любят перемены, даже когда они к лучшему.
Тем компаниям, кто уже не один год подряд выпускают один и тот же типовой продукт, Аджайл не подойдет. Однако если появится необходимость этот типовой продукт изменить, можно пробовать переходить на гибкое управление.
Как работать по этой методологии
Перейдем к главному — как работать по Agile? Начнем с того, что у методологии есть свои инструменты, которые необходимы, если компания приняла решение о переходе на гибкое управление. В первую очередь, это некие социальные технологии — встречи команды, обсуждения, ретроспективы и прочие.
Но есть и реальные физические инструменты — это скрам- и канбан-доски. Однако здесь важны не сами носители, а то, как их используют. Это инструменты коллаборации, позволяющие сделать встречи более эффективными, применять метод мозгового штурма и работать в небольших группах.
Доски помогают визуализировать задачи и наладить эффективную работу команды. Можно самостоятельно на небольших планерках распределять задачи между участниками и сократить время проведения летучек.
Помимо досок, инструментами Аджайла можно назвать всевозможные графики и доски с метриками, которые наглядно показывают процесс выполнения задач и достижения результата. А чтобы они оказались наиболее эффективными, их лучше повесить на стены помещения, где работает команда. В этом случае они будут показывать и напоминать участникам, на каком этапе пути они сейчас находятся — когда все идет по плану, а когда нужно ускориться.
Естественно, это все есть и в онлайне. Однако если убрать доски и графики со стен в диджитал-пространство, велик шанс, что эффект «радиации» будет потерян. При этом если все инструменты остались на стенах, а команда работает в одном помещении, он усилится в разы.
Инструкция использования Скрама для работы по Аджайлу
А теперь давай на примере Скрама разберем, как его можно использовать, чтобы работать по методологии Аджайл. Рассмотрим каждый шаг в той последовательности, в которой он должен идти.
1. Прокачай теорию
Для этого почитай профильную литературу или послушай аудиокниги. В идеале послушай записи с конференций Agiledays — можно найти на Ютубе на канале ScrumTrek. По возможности проанализируй информацию в тематических сообществах, например, Scrum Russia на Фейсбуке. Там многие последователи делятся своим опытом. Все эти знания помогут избежать ошибок.
2. Определи владельца продукта
Он должен хорошо понимать продукт и знать, что от него ждут. Именно он будет оценивать риски и выгоды и принимать окончательные решения.
3. Сформируй команду
Оптимально в ней не должно быть более 10 человек. Все они должны обладать необходимым объемом знаний и навыков, чтобы работать над проектом — новенькие сотрудники тут не подойдут.
4. Выбери скрам-мастера
Именно он должен будет направлять группу, отвечать за командную работу. Если такого человека на данный момент нет, можно пригласить специалиста из консалтингового агентства.
5. Работа с бэклогом продукта
Пусть владелец продукта составить бэклог. После этого нужно, чтобы команда с ним ознакомилась и обсудила.
6. Спланируйте с командой спринт
Все циклы должны быть одной длительности. Сформируй точные задачи на первый спринт. Помни — изменять их в процессе нельзя.
7. Сделай работу прозрачной
Используй необходимые инструменты, чтобы все участники процесса видели, что уже исполнено, а над чем еще нужно работать.
8. Ежедневные совещания
На таких летучках команда анализирует результаты, участники сверяются друг с другом и смотрят, на каком этапе они находятся сейчас. Обязательно обсуждать, что делать дальше. Важно: такие собрания не должны длиться дольше четверти часа. Если нужно больше времени, значит, метод не работает.
9. Обзор завершенного спринта
Это полноценная встреча, где помимо скрам-мастера и команды могут присутствовать клиенты и потребители. Им нужно продемонстрировать готовый продукт или часть продукта — то, что должно быть выполнено за этот спринт.
10. Ретроспективное собрание
После демонстрации продукта все садятся и обсуждают — все ли прошло хорошо, или что-то можно улучшить. Может, команда встретилась с препятствиями, или настало время что-то изменить в самом продукте? В конце такого собрания скрам-мастер со своей командой решают, как улучшить следующий спринт.
Пройдя эти 10 шагов, можно смело запускать новый спринт.
Литература по Agile
Напоследок стоит обозначить, какую литературу можно почитать на тему Аджайла. Есть около двух десятков книг на русском языке, и каждая интересна по-своему. Но мы чуть остановимся на четырех, которые практически не пересекаются тематиками. Первая пара подойдет для тех, кто только планирует (или только начал) применять гибкое управление. Вторая пара будет интересна тем, кто уже работает с Agile.
«Блистательный Agile. Гибкое управление проектами с помощью Agile, Scrum и Kanban». Авторы Роб Коул, Эдвард Скотчер
Если ты только планируешь перейти к гибкому менеджменту, она должна стать твоей настольной книгой. Ты узнаешь, что такое Аджайл, нужен ли он твоему проекту и будет ли это выгодно. Основное внимание уделено реальным примерам использования гибкого управления. Здесь есть практические советы и конкретные способы внедрения Аджайла в бизнес.
«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов». Автор Стивен Деннинг
Еще одна настольная книга начинающего специалиста. Ты узнаешь, как работает методология на самых разных уровнях от простых сотрудников до топ-менеджмента. В книге рассказывается о принципах правильной расстановки целей и их достижения.
«Scrum. Революционный метод управления проектами». Автор Джефф Сазерленд
Это подробная инструкция по Скраму от его основателя. Здесь хорошо раскрывается польза всех элементов фреймворка, поэтому книга является обязательной для тех, кто выбрал Скрам.
«Scrum и Kanban: выжимаем максимум». Авторы Хенрик Книберг, Маттиас Скарин
Прекрасная иллюстрированная электронная книга, которую можно легко скачать в интернете. Она содержит множество примеров и подробнейшее сравнение двух основных методик — Скрама и Канбана. Ты наглядно поймешь, какая между ними разница и в чем их отличие. Особенно полезна будет тимлидам, скрам-мастерам и всем управленцам на командном уровне.
Это далеко не все книги в области Аджайла.
Подводя итоги, хочется сказать, что Agile — не свод правил, не доски со стикерами, не графики движения или встречи команды на летучках. Даже чисто методологией его назвать сложно. Это система ценностей, образ мышления, философия. Основная задача — оптимизация и сокращение сроков разработки продукта, который должен максимально соответствовать потребностям клиентов.
Agile — это про процесс создания, а не про техническую реализацию. И именно он помогает решить две важнейшие задачи любого современного бизнеса:
- ускорить вывод продукта на рынок;
- ускорить принятие решений на всех уровнях компании.
Все это нужно для обеспечения конкурентоспособности, так как появляется реальная возможность быстро адаптироваться к происходящим изменениям и вовремя на них среагировать.
Добавить комментарий