что такое я-концепция
Алекс Цельный

Я-концепция: разбираемся в понятии и применяем знания в маркетинге

В этой заметке я предлагаю поговорить о «я концепции». Я-концепция — это система представлений индивида о самом себе.

Данная система представляет собой результат влияния окружающих людей, а также среды, в которой мы находимся.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: то, каким будет воображать себя человек, напрямую влияет как на его взаимоотношения с окружающими, так и на его жизнь. Особенно если воображаемые стороны его личности отличаются от того, кем он является на самом деле.

Но как применить эту концепцию на практике?

Разбираемся вместе.

История появления концепции, основные авторы

Само зарождение данной концепции произошло в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Психологами и мыслителями активно затрагивалась философия двойственности человеческой природы, а сам человек рассматривался как познающий и познаваемый.

В пятидесятых годах прошлого века концепция мигрировала в психологию и ее конкретные направления, такие как феноменология и гуманистика.

Так, именно Карл Роджерс, психолог из США, являющийся основоположником гуманистической психологии, известен как автор понятия «Я-концепция».

(При этом некоторые психологи и до него рассматривали человеческое эго как основной поведенческий фактор.)

С подачи Роджерса в зарубежной литературе закрепился термин «Я-концепция».

Суть концепции

Если вкратце, то можно сказать, что «Я-концепция» — это самопознание, самоощущение в окружающем мире, принятие себя как личности и следующие за этим принятие своих желаний.

Всё это выглядит как система установок внутри человека.

Структуру «Я-концепции» психологи делят на три основных составляющих:

  • когнитивная;
  • поведенческая;
  • оценочная.

Каждая отвечает за отдельную часть самооценки.

Когнитивная — это определенный набор суждений человека о самом себе, его характеристик.

Например, человек считает себя целеустремленным и сильным, но так же и ленивым. Ему сложно что-то начать делать, но, если начал, доведет до конца, чего бы это ни стоило. И вот, человеку кажется, что он обладает этими качествами.

Оценочная — отношение индивида к данным характеристикам, например, лень в себе он не любит и осуждает, а целеустремленность хочет развить.

А поведенческая, это то, как на самом деле он поступит в той или иной ситуации.

Помимо каких-то личностных характеристик Я-концепция включает в себя: материальное, социальное, духовное и телесное «Я» человека, из которых и состоят его представления о себе.

То, как проявляется в конкретном человеке Я-концепция, влияет на взаимоотношения с другими людьми и отношение к самому себе.

проявление я-концепции в человеке

Также Я-концепцию можно связать с адекватной и неадекватной самооценкой.

Более адекватная способствует социализации и наоборот: неадекватная мешает человеку приспособиться к жизни и окружающим людям, а также нормально с ними взаимодействовать.

Поведенческая составляющая концепции считается адекватной оценкой себя как личности, так как отрицать совершённые поступки человек не может, а наблюдение за поведением человека это единственно верный способ оценить и понять его, описать присущие ему характеристики.

Термин «Механизм формирования» 

Игорь Сергеевич Кон — советский и российский социолог, психолог, который сформулировал и ввёл термин «механизмы формирования Я».

Когда люди видят других людей, они начинают сравнивать себя с ними — этот процесс был назван социальным сравнением.

Существует также зеркальное отражение.

Это значит, что индивид рождается, не имея представления о себе, а также самооценки. 

Он просто есть, а характеристики ему присваивают окружающие люди.

Так, например, изобретателя Жака Фреско в детстве считали озорником и непоседой, однако, будь в его окружении люди из науки, они бы сказали, что мальчик — будущий любознательный маленький исследователь.

В процессе становления личности человек заимствует систему оценки тех людей, которые находились в непосредственной близости к нему.

Самопрезентация — это сопоставление индивидом составленного на основе собственных представлений, а также характеристик окружающих людей, образа.

Иерархизация — основными характеристиками личности становятся те, которые она сама выбирает для себя таковыми. Менее важные по иерархии стоят ниже и на них обращается меньшее внимание.

Самосознание, самоидентификация — термин, означающий процесс, вследствие которого индивид делает определенные выводы. Вследствие наблюдения за своим поведением, чувствами и обстоятельствами, влияющими на дальнейшие решения.

В процессе изучения становления личности можно выделить несколько уровней:

  • Агармоничный — ребенок начинает разделять процессы, которые влияют на него и понимает, что некоторые его ощущения от него не зависят.
  • Дисгармоничный — нет адекватной оценки, низкая самооценка.
  • Смешанный — согласен с очевидными своими положительными характеристиками, но некоторые ещё «под большим вопросом».
  • Оптимальный — уровень, который не мешает ему взаимодействовать с окружающим миром.
  • Гармоничный — человек приходит к гармонии с собой и окружающим миром путем принятия себя и своих качеств.

Факторы влияния на развитие Я

факторы влияния на развитие личности в я-концепции

Как уже было сказано ранее, на развитие Я-концепции влияет адекватность восприятия себя, выражение самопознания, четкость сознания, а также наличие опасности извне.

Так есть три типа самооценки:

  1. Низкая, на формирование которой влияют родители, требующие полного послушания, мешающие развиваться личности в отрыве от их желаний или наоборот безразличие с их стороны, развод родителей, а также следующий за ним повторный брак.
  2. Средняя — ей обладают те, у кого родители с пониманием относятся к его поведению, принимают его любым, даже если тот отличается от каких-то «стандартов» или ожиданий самих родителей. Отношения с близкими родственниками и друзьями как с покровителями или товарищами, готовыми помочь. А действия самих детей, способные навредить им, вызывают переживание у родителей.
  3. Высокая же достается детям, получающим заботу и внимание родителей, которые четко разграничивают нормы поведения, правила.

У детей должны быть хорошие отношения с обоими родителями, ощущение полного доверия и сплоченности, а также понимание того, что важно делать, чтобы иметь в будущем высокий социальный статус.

Получается, что все что скажет или сделает родитель по отношению к своему ребенку, запишется в его программу поведения в дальнейшем.

Сказав, что ребенок плохой, потому что разбросал игрушки, мы закрепляем в его понимании себя понятие «плохой». А требования, которые мы выдвигаем, записываются как то, что от него ожидают.

Ты будешь хорошим, если будешь хорошо учиться, достигать высот в школьных олимпиадах и так далее.

Также, кстати, закладывается синдром отличника и завышенные требования к самому себе. Человек не сможет быть счастлив, получив менее оплачиваемую работу, к которой у него лежит душа, только потому, что его самооценка, результат высоких требований родителей не дает ему насладиться жизнью и реализацией себя.

Будущая личность будет содержать в себе то, что от нее хотят видеть, она не будет полностью этому соответствовать или понимать, что хочет совсем другого, произойдет внутренний конфликт интересов.

Так, для того, чтобы доказать данную концепцию и то, что влияние среды на человека формирует его поведение, в книге «Образ Я» Ротенберг описывает один интересный пример.

Когда одному человеку с помощью гипноза внушили, что он является гениальным шахматистом и поставили перед ним доску с шахматами, первое, о чем он заговорил, — гонорар в миллион долларов.

И вот, когда его все же отправили сыграть с настоящим чемпионом, он держался очень уверенно. А вот вне гипноза вжался в кресло, смущался и играл на порядок хуже.

Получается, что посредством внушения испытуемому, что он другой человек, ему помогли выявить его возможности в игре в шахматы в полной мере!

Тут же можно добавить, что расщепление личности работает и как способ защиты, т.е. чтобы закрыться от внешних воздействий.

влияние образа себя в я-концепции

Но существуют и другие взгляды.

Психолог Бернс, которого считают одним из продолжателей «Я-концепции», полагал, что это совокупность установок на свое я, а также сумма всех представлений о себе. Так человек выделяет свое я из оценки и описания. Описательная часть с легкой руки Бернса называют «Я-образ» или картина «Я».

А Карл Юнг определял ядро, психику или «самость» как комплекс, находящийся в бессознательном. Это символ единства личности.

Зачем это знать копирайтеру, маркетологу

Чтобы правильно понять, как пользоваться Я-концепцией и психоанализом в маркетинге или копирайтинге, необходимо понимать важность оных в сфере продаж.

Удивительно, но многие онлайн-курсы по обучению до сих пор не включают в себя использование данной концепции.

Исследование Я-концепции аудитории — это один из основных способов её привлечения.

Суть стратегии в том, чтобы сделать бренд максимально приближенным к тому, кого считают своим основным покупателем. Так, если человек узнает себя в характеристиках компании, он охотнее приобретет продукцию.

Маркетолог Дженнифер Аакер разработала идею, суть которой заключается в подходе, компоненты которого:

  • утончённость;
  • прочность;
  • компетентность;
  • искренность;
  • энтузиазм,

Их отражение в бренде гарантирует его успешное продвижение.

Получается, что для того, чтобы вызвать эмоциональную привязанность к продукции, нужно научиться копировать потребности и характеристики людей.

Вот пример.

Человек подписался на страницу в Инстаграме бренда, после чего, листая ленту, снова наткнулся на пост компании, в котором говорилось о какой-то жизненной проблеме. И вот пользователь, понимая суть проблемы, пережив её на собственном примере начинает думать, что компания как бы на одной волне с ним. Вследствие чего он становится лояльно настроен к самой продукции, которая еще и как нельзя кстати вписывается в историю. И вот он уже заказывает что-то для себя, так как видит, что товар — то самое недостающее в его жизни.

Задача копирайтера же заключается в удержании внимания читателя. Так, в статье про тортики он может описать красоту весеннего заката, рассказать про опыт из жизни, когда совершенно внезапно решился сделать то, что казалось невозможным и так далее (главное, чтобы всё было логично).

Заключение

Теперь ты знаешь, что такое Я-концепция личности, кто её автор и зачем она вообще была изобретена.

Следует отметить, что она важна не только для понимания того, как привлечь и удержать аудиторию, но и для понимания себя, а также в любой другой деятельности.

Возможно, что именно здравой и адекватной оценки своего Я так не хватает для достижения целей. Низкая самооценка не позволяет жить полной жизнью, решать те проблемы, с которым другой человек с легкостью справился бы, да и очень сильно влияет на взаимодействие с другими людьми.

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *