Я-концепция: разбираемся в понятии и применяем знания в маркетинге
В этой заметке я предлагаю поговорить о «я концепции». Я-концепция — это система представлений индивида о самом себе.
Данная система представляет собой результат влияния окружающих людей, а также среды, в которой мы находимся.
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: то, каким будет воображать себя человек, напрямую влияет как на его взаимоотношения с окружающими, так и на его жизнь. Особенно если воображаемые стороны его личности отличаются от того, кем он является на самом деле.
Но как применить эту концепцию на практике?
Разбираемся вместе.
Содержание статьи:
История появления концепции, основные авторы
Само зарождение данной концепции произошло в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Психологами и мыслителями активно затрагивалась философия двойственности человеческой природы, а сам человек рассматривался как познающий и познаваемый.
В пятидесятых годах прошлого века концепция мигрировала в психологию и ее конкретные направления, такие как феноменология и гуманистика.
Так, именно Карл Роджерс, психолог из США, являющийся основоположником гуманистической психологии, известен как автор понятия «Я-концепция».
(При этом некоторые психологи и до него рассматривали человеческое эго как основной поведенческий фактор.)
С подачи Роджерса в зарубежной литературе закрепился термин «Я-концепция».
Суть концепции
Если вкратце, то можно сказать, что «Я-концепция» — это самопознание, самоощущение в окружающем мире, принятие себя как личности и следующие за этим принятие своих желаний.
Всё это выглядит как система установок внутри человека.
Структуру «Я-концепции» психологи делят на три основных составляющих:
- когнитивная;
- поведенческая;
- оценочная.
Каждая отвечает за отдельную часть самооценки.
Когнитивная — это определенный набор суждений человека о самом себе, его характеристик.
Например, человек считает себя целеустремленным и сильным, но так же и ленивым. Ему сложно что-то начать делать, но, если начал, доведет до конца, чего бы это ни стоило. И вот, человеку кажется, что он обладает этими качествами.
Оценочная — отношение индивида к данным характеристикам, например, лень в себе он не любит и осуждает, а целеустремленность хочет развить.
А поведенческая, это то, как на самом деле он поступит в той или иной ситуации.
Помимо каких-то личностных характеристик Я-концепция включает в себя: материальное, социальное, духовное и телесное «Я» человека, из которых и состоят его представления о себе.
То, как проявляется в конкретном человеке Я-концепция, влияет на взаимоотношения с другими людьми и отношение к самому себе.
Также Я-концепцию можно связать с адекватной и неадекватной самооценкой.
Более адекватная способствует социализации и наоборот: неадекватная мешает человеку приспособиться к жизни и окружающим людям, а также нормально с ними взаимодействовать.
Поведенческая составляющая концепции считается адекватной оценкой себя как личности, так как отрицать совершённые поступки человек не может, а наблюдение за поведением человека это единственно верный способ оценить и понять его, описать присущие ему характеристики.
Термин «Механизм формирования»
Игорь Сергеевич Кон — советский и российский социолог, психолог, который сформулировал и ввёл термин «механизмы формирования Я».
Когда люди видят других людей, они начинают сравнивать себя с ними — этот процесс был назван социальным сравнением.
Существует также зеркальное отражение.
Это значит, что индивид рождается, не имея представления о себе, а также самооценки.
Он просто есть, а характеристики ему присваивают окружающие люди.
Так, например, изобретателя Жака Фреско в детстве считали озорником и непоседой, однако, будь в его окружении люди из науки, они бы сказали, что мальчик — будущий любознательный маленький исследователь.
В процессе становления личности человек заимствует систему оценки тех людей, которые находились в непосредственной близости к нему.
Самопрезентация — это сопоставление индивидом составленного на основе собственных представлений, а также характеристик окружающих людей, образа.
Иерархизация — основными характеристиками личности становятся те, которые она сама выбирает для себя таковыми. Менее важные по иерархии стоят ниже и на них обращается меньшее внимание.
Самосознание, самоидентификация — термин, означающий процесс, вследствие которого индивид делает определенные выводы. Вследствие наблюдения за своим поведением, чувствами и обстоятельствами, влияющими на дальнейшие решения.
В процессе изучения становления личности можно выделить несколько уровней:
- Агармоничный — ребенок начинает разделять процессы, которые влияют на него и понимает, что некоторые его ощущения от него не зависят.
- Дисгармоничный — нет адекватной оценки, низкая самооценка.
- Смешанный — согласен с очевидными своими положительными характеристиками, но некоторые ещё «под большим вопросом».
- Оптимальный — уровень, который не мешает ему взаимодействовать с окружающим миром.
- Гармоничный — человек приходит к гармонии с собой и окружающим миром путем принятия себя и своих качеств.
Факторы влияния на развитие Я
Как уже было сказано ранее, на развитие Я-концепции влияет адекватность восприятия себя, выражение самопознания, четкость сознания, а также наличие опасности извне.
Так есть три типа самооценки:
- Низкая, на формирование которой влияют родители, требующие полного послушания, мешающие развиваться личности в отрыве от их желаний или наоборот безразличие с их стороны, развод родителей, а также следующий за ним повторный брак.
- Средняя — ей обладают те, у кого родители с пониманием относятся к его поведению, принимают его любым, даже если тот отличается от каких-то «стандартов» или ожиданий самих родителей. Отношения с близкими родственниками и друзьями как с покровителями или товарищами, готовыми помочь. А действия самих детей, способные навредить им, вызывают переживание у родителей.
- Высокая же достается детям, получающим заботу и внимание родителей, которые четко разграничивают нормы поведения, правила.
У детей должны быть хорошие отношения с обоими родителями, ощущение полного доверия и сплоченности, а также понимание того, что важно делать, чтобы иметь в будущем высокий социальный статус.
Получается, что все что скажет или сделает родитель по отношению к своему ребенку, запишется в его программу поведения в дальнейшем.
Сказав, что ребенок плохой, потому что разбросал игрушки, мы закрепляем в его понимании себя понятие «плохой». А требования, которые мы выдвигаем, записываются как то, что от него ожидают.
Ты будешь хорошим, если будешь хорошо учиться, достигать высот в школьных олимпиадах и так далее.
Также, кстати, закладывается синдром отличника и завышенные требования к самому себе. Человек не сможет быть счастлив, получив менее оплачиваемую работу, к которой у него лежит душа, только потому, что его самооценка, результат высоких требований родителей не дает ему насладиться жизнью и реализацией себя.
Будущая личность будет содержать в себе то, что от нее хотят видеть, она не будет полностью этому соответствовать или понимать, что хочет совсем другого, произойдет внутренний конфликт интересов.
Так, для того, чтобы доказать данную концепцию и то, что влияние среды на человека формирует его поведение, в книге «Образ Я» Ротенберг описывает один интересный пример.
Когда одному человеку с помощью гипноза внушили, что он является гениальным шахматистом и поставили перед ним доску с шахматами, первое, о чем он заговорил, — гонорар в миллион долларов.
И вот, когда его все же отправили сыграть с настоящим чемпионом, он держался очень уверенно. А вот вне гипноза вжался в кресло, смущался и играл на порядок хуже.
Получается, что посредством внушения испытуемому, что он другой человек, ему помогли выявить его возможности в игре в шахматы в полной мере!
Тут же можно добавить, что расщепление личности работает и как способ защиты, т.е. чтобы закрыться от внешних воздействий.
Но существуют и другие взгляды.
Психолог Бернс, которого считают одним из продолжателей «Я-концепции», полагал, что это совокупность установок на свое я, а также сумма всех представлений о себе. Так человек выделяет свое я из оценки и описания. Описательная часть с легкой руки Бернса называют «Я-образ» или картина «Я».
А Карл Юнг определял ядро, психику или «самость» как комплекс, находящийся в бессознательном. Это символ единства личности.
Зачем это знать копирайтеру, маркетологу
Чтобы правильно понять, как пользоваться Я-концепцией и психоанализом в маркетинге или копирайтинге, необходимо понимать важность оных в сфере продаж.
Удивительно, но многие онлайн-курсы по обучению до сих пор не включают в себя использование данной концепции.
Исследование Я-концепции аудитории — это один из основных способов её привлечения.
Суть стратегии в том, чтобы сделать бренд максимально приближенным к тому, кого считают своим основным покупателем. Так, если человек узнает себя в характеристиках компании, он охотнее приобретет продукцию.
Маркетолог Дженнифер Аакер разработала идею, суть которой заключается в подходе, компоненты которого:
- утончённость;
- прочность;
- компетентность;
- искренность;
- энтузиазм,
Их отражение в бренде гарантирует его успешное продвижение.
Получается, что для того, чтобы вызвать эмоциональную привязанность к продукции, нужно научиться копировать потребности и характеристики людей.
Вот пример.
Человек подписался на страницу в Инстаграме бренда, после чего, листая ленту, снова наткнулся на пост компании, в котором говорилось о какой-то жизненной проблеме. И вот пользователь, понимая суть проблемы, пережив её на собственном примере начинает думать, что компания как бы на одной волне с ним. Вследствие чего он становится лояльно настроен к самой продукции, которая еще и как нельзя кстати вписывается в историю. И вот он уже заказывает что-то для себя, так как видит, что товар — то самое недостающее в его жизни.
Задача копирайтера же заключается в удержании внимания читателя. Так, в статье про тортики он может описать красоту весеннего заката, рассказать про опыт из жизни, когда совершенно внезапно решился сделать то, что казалось невозможным и так далее (главное, чтобы всё было логично).
Заключение
Теперь ты знаешь, что такое Я-концепция личности, кто её автор и зачем она вообще была изобретена.
Следует отметить, что она важна не только для понимания того, как привлечь и удержать аудиторию, но и для понимания себя, а также в любой другой деятельности.
Возможно, что именно здравой и адекватной оценки своего Я так не хватает для достижения целей. Низкая самооценка не позволяет жить полной жизнью, решать те проблемы, с которым другой человек с легкостью справился бы, да и очень сильно влияет на взаимодействие с другими людьми.
Добавить комментарий