Жанры журналистики: классификация и примеры
Простому обывателю может показаться, что овладев навыками письма, быстро можно стать успешным журналистом. Однако это не так. Помимо всего прочего нужно знать, какие бывают жанры журналистики и на достойном уровне владеть каждым из них.
Погружаемся в суть вопроса вместе!
Содержание статьи:
Что такое жанры журналистики
Изначально понятие «жанр» появилось в литературе. Вспомните жанры, какие вы знаете — роман, повесть, рассказ и многое другое. Если говорить о жанре в широком смысле, то это тип художественного произведения, который имеет определенные стилистические и сюжетные признаки.
В журналистике о жанре говорили и продолжают говорить многие ученые. Если взять за основу определения литературоведа Л. Е. Кройчика, то жанр — это особая организационная форма материала, которая наделена различными структурно-композиционными признаками. С. М. Гуревич считает, что жанр — это некий ряд устойчивых особенностей содержательно-тематических характеристик, тип реальности, композиции и стилистики.
Как видишь, в понятие «жанр» каждый вкладывает что-то свое, но смысл один — это некая форма, в которую вписывается текст. Все материалы одного жанра имеют общие черты и особенности, при этом они отличаются от текстов другого жанра. И чтобы лучше в этом разобраться, нужно знать жанрообразующие признаки.
Есть всего три жанрообразующих признака:
- Предмет — то, о чем говорится.
- Метод — то, как говорится.
- Функция — с какой целью это говорится.
Разберем на примере. Для новости предметом будет событие. Метод — поиск ответов на вопросы кто, что, когда, зачем, почему и каким образом. А функция — донести до читателя объективную информацию о событии без субъективной оценки.
Жанры журналистики — их классификация
Единой классификации журналистских жанров не существует. Каждый ученый создает свое деление, и на факультете журналистики студенты изучают разные варианты системы журналистских жанров.
Все тексты в современных СМИ делятся на:
- информационные;
- аналитические;
- художественно-публицистические.
Поговорим о каждом поподробнее.
Информационные
Информационные жанры созданы для освещения какого-либо события. Здесь не должно быть оценки и иных суждений — только факты. Важно быстро отреагировать и ответить на вопросы — что, где и когда.
Журналист в этом случае лишь источник информации, которую аудитория не может получить другим способом. Он должен найти, систематизировать и подать информацию — на этом все. Выводы, мысли, предположения, оценка ситуации — все это за пределами информационной публицистики.
Профессор и доктор наук М. Н. Ким выделяет 4 информационных жанра:
- заметка;
- отчет;
- интервью;
- репортаж.
При этом особую роль в современной журналистике занимает классификация жанров профессора кафедры периодической печати МГУ Тертычного А. А.
Так, Тертычный относит к информационным жанрам гораздо больше разновидностей текста, чем М. Н. Ким:
- заметка;
- репортаж;
- информационное интервью;
- информационный отчет;
- блиц-опрос;
- вопрос-ответ;
- информационная корреспонденция;
- некролог.
Отталкиваясь от последней классификации, мы и предлагаем рассмотреть указанные виды подробнее.
Заметка
Это небольшой текст, в котором сообщается информация о каком-либо (обычно незначительном) событии. Чаще всего состоит из заголовка, лида (краткое описание всего текста) и основного текста. Можно встретить в новостных изданиях на первых полосах. Текст сухой и безэмоциональный.
Информационный отчет
Сухое изложение некоего общественно-значимого события, например, конференции, совещания, прямой линии и т.д. Отличие от других жанров — сухость и последовательность изложения.
Существует и аналитический отчет. В отличие от него, в информационном отчете нет анализа и каких-то выводов — только хроника событий. Можно встретить в новостных изданиях и на разных информационно-новостных ресурсах в интернете.
Интервью
Это беседа с одним человеком или группой людей посредством вопросов и ответов. В основе его всегда есть информационный повод, то есть то, ради чего и провели это интервью. В тексте, как правило, он отражается в лиде или заголовке. Цель — получить ответы на множество разных вопросов и показать картину в целом.
Интервью может быть информационным и аналитическим. Во втором случае упор делается на изучение причин и последствий, на анализе ситуации. Чаще всего можно встретить интервью-диалог и портретное интервью.
Репортаж
Это объемный рассказ о событии, который отличается документальностью, оперативностью и обилием информации. В основе лежит метод наблюдения. Автор — истинный наблюдатель или даже участник событий. Он собирает, затем систематизирует полученную информацию и подает ее аудитории в развернутом виде.
Нужно создать эффект присутствия читателя на месте события, поэтому так важны детали и передача настроения. Репортаж — довольно эмоциональный текст, который должен вызвать сопереживание у читателя. В журналах и газетах обычно печатается не менее, чем на целом развороте.
Блиц-опрос
В отличие от интервью, где цель — получить ответы сразу на несколько вопросов, задача блиц-опроса — получить ответ на один конкретный вопрос у большого количества людей. В прессе часто ответы сопровождаются портретными снимками интервьюируемых.
Вопрос-ответ
Эта публикация — синтез вопроса читателя и ответ на него или самого журналиста, или любого другого компетентного лица. В прессе чаще всего встречается в разделе «Вопросы читателей». Как правило, все вопросы и ответы объединены единой рубрикой, например, как ухаживать за котами. Главная черта вопроса-ответа — неразрывная связь вопроса с ответом.
Информационная корреспонденция
В целом она похожа на заметку, но отличается более детальным и обширным освещением события или предмета. Более того, здесь могут быть не только факты, но и прогнозы, оценка и другие субъективные особенности. Цель — сообщить аудитории поверхностные данные, изложить суть, факты, не проникая при этом вглубь.
В чем-то корреспонденция похожа на репортаж. Однако здесь журналист не является свидетелем событий и не ставит перед собой задачу дать полное эмоциональное описание предмета текста. Отлично подходит для описания событий и происшествий.
Некролог
Этот жанр существовал всегда.
Предметом является факт смерти какого-либо человека, чаще всего — общественно-значимого. Некролог не только сообщает о смерти. В нем также публикуется краткая биография человека, а также его награды, грамоты, вклад во что-либо. В некоторых случаях говорится о причине смерти, а также приглашают на похороны. Заключение всегда стандартное — выражение скорби по умершему.
К информационным телевизионным жанрам относятся:
- информационное сообщение или видеосюжет (приравнивается к печатной заметке);
- интервью;
- прямое включение (чаще во время показа новостей включается корреспондент, который находится в гуще происходящих событий);
- отчет;
- выступление (обращение человека к зрителям, когда именно он является основным объектом сюжета);
- репортаж;
- спортивный репортаж (озвучка спортивного события диктором).
Аналитические
Аналитические жанры журналистики, как и информационные, связаны с актуальной темой. Однако, в отличие от первых, здесь журналист стремится дать оценку событиям, спрогнозировать, что будет дальше или найти первопричины. Одним словом — проводит анализ.
Именно в аналитических текстах мы можем прочитать не просто сухие факты, а объяснения смысла событий. Цель — не просто передать новость, а исследовать ее, истолковать, проанализировать. Журналист, который работает в аналитике, должен глубоко мыслить и иметь в арсенале достаточное количество стилистических приемов.
По классификации М. Н. Кима к аналитическим текстам относятся:
- корреспонденция;
- статья;
- рецензия;
- обозрение;
- обзор печати;
- комментарий;
- письмо.
Корреспонденция
Основная цель — путем анализа вскрыть сущность той или иной ситуации, конфликта. Журналист, работающий в этом жанре, должен уметь собирать и анализировать информацию, обладать критическим мышлением, использовать методы индукции и дедукции, сравнение и аналогию. Он должен найти ответы на вопросы, почему, в связи с чем это произошло, каково будет развитие, а также найти варианты решения и многое другое.
Статья
Это главный жанр в аналитической журналистике. Именно в ней анализируются общественно значимые события, процессы и явления, а также управляющие ими закономерности. Основная цель — не просто рассказать и проанализировать, но и показать читателю важность освещаемых событий и спровоцировать дальнейшее размышление над ситуацией.
Дополнительно при помощи статьи можно обратить внимание аудитории на реальные задачи и проблемы, которые возникают в связи с описываемыми событиями. Хорошая статья реально отражает ситуацию и служит триггером для генерации идей.
Она может быть:
- обще-исследовательской — в основе крупные проблемы, чаще политического или общественного характера;
- тактико-аналитическая — в основе злободневные актуальные проблемы общества, например, промышленные, медицинские и так далее;
- полемическая — ответ на ранее опубликованную статью.
Рецензия
В ее основе находится отзыв о литературном произведении, спектакле, кино и так далее. Главное отличие от других жанров — в основе не события, люди, явления, а информационные предметы — книги, спектакли, брошюры и многое другое. В отличие от критики, рецензия может быть высказана в любой форме.
Хорошая рецензия должна рассказать аудитории о самых знаменитых явлениях, показать, что заслуживает внимания, а что нет. В некоторых случаях она помогает понять смысл произведения.
Обозрение
В этих текстах можно явно видеть позицию журналиста. Он играет большую роль, так многие читатели отдают предпочтения обзорам конкретных авторов. И здесь важно понимать, что высказываемая позиция — это лицо журналиста. В основе значимые вопросы в области политики, экономики, межчеловеческие отношения и важные события и явления.
Обозреватель должен:
- рассказать о событии;
- возбудить интерес аудитории;
- отстоять передовые точки зрения, способствуя личностному росту граждан;
- увидеть сущность и показать противоречивость явлений;
- способствовать практическому решению общественных проблем.
Для предмета этого жанра характерна пространственно-временная или тематическая связь. Обозрение как бы подытоживает тот или иной этап жизни. И для аудитории здесь важна не информация, а глубинный анализ, выводы.
Обзор печати
Представляет собой анализ газеты или другого печатного издания. Можно обозревать как одно издание, так и сразу несколько, классифицируя их по жанрам, видам, оформительским и другим характеристикам. Желательно, чтобы автор высказал свои эмоции и, возможно, дал советы, рекомендации. Привести качественный пример этого жанра довольно сложно.
Комментарий
Этот жанр возник как реакция журналиста на какое-либо событие или явление. По сути это доказательные рассуждения на заданную тему. Очень важно, чтобы автор задал правильные актуальные вопросы, а затем аргументировал свою позицию относительно них.
Письмо
Тексты в этом жанре часто называют эпистолярной журналистикой. Важно отличать их от простых писем, поступивших в редакцию. Такие тексты играют большую роль. В первую очередь, аудитория относится к ним более доверительного, и журналист может использовать это для освещения общественно значимых вопросов.
К тому же благодаря этому эпистолярному жанру автор может выразить любые чувства и мысли. Так как обращение идет к конкретному человеку или определенной группе, внимание читателей фокусируется на адресате, и ответа они будут ждать именно от него.
Тертычный А. А. предлагает более объемную классификацию аналитических жанров журналистики. Помимо вышеперечисленных, там есть и другие. Разберем кратко каждый из них. В некоторых случаях примеры текстов получаются очень объемными, поэтому мы их опустим.
Аналитический отчет
В отличие от информационного, здесь ключевую роль играет не хронология событий, а взаимосвязь выводов и суждений выступающих с реальной ситуацией.
Аналитическое интервью
В отличие от информационного интервью, где журналист просто отвечает на вопросы что, где и куда, в аналитическом содержится анализ факта с ответами на вопросы почему, каким образом и так далее.
Своими вопросами журналист должен подвести интервьюируемого к анализу ситуации, события или явления. То есть в первую очередь текст создан не ради информационного повода, а чтобы получить экспертное мнение.
Аналитический опрос
Здесь та же аналогия отличия аналитического опроса от информационного. В тексте есть элементы анализа, так как журналист формирует вопросы таким образом, чтобы получить ответы на вопросы почему, в связи с чем и так далее, а также получить мнение интервьюируемого.
Часто этот жанр можно встретить в «Литературной газете», где путем аналитического опроса выясняют мнение артистов о новой пьесе или писателей — о книге и так далее.
Беседа
В отличие от интервью журналист не только задает вопросы, но и сам принимает участие в разговоре.
Социологическое резюме
Такие тексты содержат вывод, резюме разнообразных социологических опросов и исследований. Это своеобразная выжимка имеющихся данных.
Анкета
Этот жанр пришел из социологии и помогает получить ответы на вопросы от широкого круга людей. В результате обработки полученных данных появляется текст с определенными, только ему присущими чертами.
Анкета включает в себя множество вопросов, на которые журналист получает ответы от множества людей. И далее он уже работает с полученной информацией.
Мониторинг
Это наблюдение за каким-то одним и тем же событием на протяжении некоторого времени и своеобразный «замер» полученной информации. Часто используют социологические методы, например, контент-анализ.
Рейтинг
В этом тексте проводится анализ и ранжирование схожих явлений и событий, предметов по какому-то определенному признаку. Рейтинг может охватывать разные сферы — экономическую, политическую, образовательную и так далее. Автор должен обладать достаточными знаниями в области, по которой он составляет рейтинг.
Журналистское расследование
В нем можно увидеть черты репортажа, статьи и корреспонденции. Предметом журналистского расследования чаще всего является негативное «громкое» явление, которое нельзя проигнорировать. Журналист должен не только осветить событие, но и «вытащить» на свет скрытые факты, найти причины данной ситуации.
Обзор СМИ
По сути это то же самое, что обзор печати, только в этом случае речь идет не только об изданиях, но и о других видах СМИ — телевидении, радио, интернет-публикациях.
Прогноз
Этот текст представляет возможное развитие уже существующих явлений. Часто можно встретить в современной журналистике. Обычно автором выступает не сам журналист, а эксперт. Журналист лишь посредник между ним и аудиторией.
Версия
Представляет собой предположение, домысел автора. Он исключает категоричность выводов. Цель — познакомить аудиторию с промежуточными данными и рассказать об авторском толковании события или явления.
Эксперимент
Этот жанр несет с собой интригу и может касаться любой сферы. Здесь журналист не просто наблюдает, а активно вмешивается в происходящие события. Такие тексты очень динамичны, их любят читатели.
Исповедь
Здесь во главе стоят внутренние переживания автора, его мысли и чувства. Описывая какое-то событие, он делится своими эмоциями. Основной метод — самоанализ. Могут быть социально-педагогическими или рекламно-коммерческими.
Рекомендация или совет
Название говорит само за себя — в тексте даны рекомендации для решения определенных задач. Часто поэтапные. Наличие доказательных и сравнительных рассуждений делают текст аналитическим.
Аналитический пресс-релиз
Это жанр возник как ответ на рыночные отношения и рекламу в СМИ. Пресс-релиз — это подборка статей, в которых говорится о достоинствах организации, политика или любого другого лица. В основе лежат анализ и реклама.
Аналитически пресс-релиз это не только оды чему-либо, но и анализ актуальности предмета в реальности. Как правило, в нем приводят конкретные аргументированные положительные примеры деятельности.
К аналитическим жанрам в области телевизионной журналистики относятся:
- интервью;
- аналитический репортаж;
- комментарий;
- обозрение;
- беседа;
- ток-шоу — программа с участием гостей и зрителей, часто с примером какой-то жизненной ситуации;
- пресс-конференция — опрос группы лиц по схожей тематике;
- брифинг — совещание официальных лиц в присутствии прессы.
Художественно-публицистические
Эти тексты находятся где-то на границе литературы и журналистики. В отличие от, например, информационных жанров журналистики, тут авторы используют множество выразительных средств, чтобы сделать текст более образным и выразительным.
В классификации М. Н. Кима к ним относятся:
- очерк;
- эссе;
- обозрение;
- фельетон;
- памфлет.
Очерк
Считается королем художественно-публицистических жанров. По структуре сложен. В нем есть репортажное и исследовательское начало. Преобладает художественный метод, а не просто голые факты и выводы. Уместны разные стилистические приемы.
Очерк может быть:
- описательным (путевой и событийный);
- сюжетным (портретный и проблемный).
Эссе
Довольно сложный жанр, который можно также отнести к аналитике. Как правило, тут нет сюжета, но есть свободный поток сознания, а тема отличается актуальностью.
Обозрение
Текст создается для отражения картины современной реальности через факты. Может быть информационным, аналитическим и художественно-публицистическим. Различие в манере изложения.
Фельетон
Довольно сложный сатирический жанр, и реальных фельетонистов в СМИ очень мало. Используется для высмеивания какого-либо зла. Текст должен быть злободневным, комическим и образным. Цель — через высмеивание вызвать определенное чувство: гнев, презрение, ненависть к источнику зла.
Памфлет
Схож с фельетоном. Однако здесь высмеивается не явление, а конкретные человеческие черты. Чаще всего имеет политическую направленность.
А. А. Тертычный помимо очерка, фельетона и памфлета к художественно-публицистическому стилю относит еще несколько жанров.
Пародия
Создается, в первую очередь, при помощи гротеска и гиперболизации, литоты и иронии. Это подражание кому-либо или чему-либо и высмеивание через это подражание. Предметом может быть что угодно — люди, традиции, ситуации и т.д.
Сатирический комментарий
В тексте высмеиваются какие-то действия, которые являются основным предметом материала. Часто пишется в отношении политических действий, но может быть и другой информационный повод.
Житейская история
Ее можно сравнить с рассказом в литературе. В тексте описывают разные жизненные ситуации, истории. Основную роль играет авторская фантазия, которая доводит описываемые истории до нужного автору смысла.
Легенда
В основе лежит вымысел. Однако этого для хорошего текста мало, и она часто включает реальный факт из истории. Ее часто привязывают к определенному человеку, месту, событию и т.д. Цель легенды — развлечь читателя, а также провести связь с тем далеким прошлым, когда сказки, казалось бы, были реальностью.
Эпиграф
Его роль в журналистике примерно та же, что и в литературе, Эпиграф нацелен на обобщение. В той же газете или в журнале он задает определенный тон и показывает читателю, что он может ждать от этого номера, объединяет разные, на первый взгляд, материалы.
Эпитафия
Этот оценочный жанр близок к некрологу. Однако тут во главе не данные о смерти и личности умершего, а его достижения, награды, вклад в общественность и прочие положительные характеристики, его добродетели. Именно они рассматриваются не только как положительные черты усопшего, но и как критерий к современному обществу.
Анекдот
Здесь реальный анекдот используется в качестве текстовой основы. Выполняет развлекательную функцию.
Шутка
Это текст, основанный на фантазии автора. Служит для развлечения или розыгрыша аудитории.
Игра
Причина появления этого жанра — потребность аудитории в развлекательной информации. Автор обычно придумывает все сам: правила, сюжет, проблемы и т.д. Это главный жанр массовых изданий.
Ключевые учебники по журналистике
Чтобы более подробно изучить теорию журналистики и узнать о каждом жанре, можно обратиться к основным учебникам, которые изучают на факультетах журналистики разных вузов:
- Тертычный А. А. «Жанры периодической печати»;
- Шибаева Л. «Жанры в теории и практике журналистики: учебно-методическое пособие»;
- Корконосенко С. Г. «Основы творческой деятельности журналиста»;
- М. Н. Ким «Основы творческой деятельности журналиста».
Заключение
Понимание журналистских жанров играет большую роль в создании текстов. При работе с ними важно понимать, что «чистых» текстов практически не существует. Профессионально совмещать в одном материале черты разных направлений, уметь писать и разбираться в каждом — вот что действительно важно.
К счастью, внимательно прочитав эту заметку о жанрах журналистики с примерами, ты знаешь, что это такое и как применить всё это на практике.
Добавить комментарий