

Клише в письменной и устной речи
Термин «клише» прочно вошел в нашу жизнь.
Так, ученик 11 класса заучивает клише для эссе на ЕГЭ. Студент готовит рефераты и доклады, и затем пишет дипломную работу, ориентируясь на определенные клише. А копирайтер часто видит в ТЗ формулировку «текст без воды, клише и канцеляризмов».
Давай же разберемся, о чем идет речь.
Содержание статьи:
Что такое «клише» и где его можно встретить
Слово «клише» многозначно. В русский язык оно попало из французского, во времена зарождения типографий. Первое историческое значение слова «клише» – форма из резины, дерева или металла с рельефным изображением на ней. Она окунается в краситель, надавливается на бумагу или другую поверхность и получается оттиск.
Как это связано с языком
В переносном значении под «клише» понимается стандартные словосочетания или предложения, речевые шаблоны, смысл которых понятен абсолютно всем. Это готовые речевые комбинации, которые помогают кратко и емко выразить мысль, поэтому клише особенно часто встречаются в официальных документах, научных работах, в публицистике и в СМИ.
Точно такую же роль выполняют и клише для сочинений, рассказов, романов.

Помимо речевого клише, еще выделяют
Политическое (идеологическое, пропагандистское)
Речевые шаблоны, часто употребляемые журналистами, публицистами или общественными и государственными деятелями в своих выступлениях. Например, в советские времена среди особо любимых были такие клише: «тлетворное влияние Запада», «генеральная линия партии», «культ личности».
Психологическое
Готовая модель восприятия происходящего, шаблон поведения в определенной ситуации, часто мешающий её адекватной оценке. Психологическое клише часто называют стереотипом.
Литературное
Набор устоявшихся тем и мотивов. Чаше клишированность характерна для фольклора: дурачок и недотепа побеждает благодаря смекалке и мужеству, богач всегда скуп до безобразия и глуп. Самые известные примеры здесь: «жили-были», «стали жить-поживать, да добра наживать».
Художественное (в искусстве)
Традиционная форма, тема или мотив. В искусствоведческой среде клише воспринимается отрицательно, считается, что искусство основано на творческой фантазии и должно создавать что-то новое. Иногда стандартные сюжеты используются для создания нужного зрителю или читателю эффекта: добрые беззащитные герои побеждают, а главный злодей погибает.
Штамп, канцеляризм, клише
У этих терминов много общего: все они, по сути, речевой мусор. Они утяжеляют текст, затрудняют его восприятие, не несут смысловой нагрузки, и поисковые алгоритмы их не учитывают.
В чем же разница между канцеляризмом, штампом и клише?
Канцеляризмы чаще всего звучат в речи юристов, чиновников, директоров и других должностных лиц. Создается ощущение, что текст написал или произнес робот, а не живой человек. Они уместны в деловом или научном стиле, в других случаях их лучше избегать.
Наиболее распространенные канцеляризмы:
- цепочка из нескольких существительных: издержки профессии врача, алгоритм увеличения объема продаж;
- шаблон: на данный момент, имеет место быть;
- пассивные конструкции: необходимо выполнить, нами было отмечено;
- расщепление сказуемого: производить деятельность, заострить вопрос;
- обилие отглагольных существительных: выполнение, повышение;
- производные предлоги: по причине, с целью, во избежание.
Штампы – наиболее широкое понятие. Это выражение настолько часто используемое, что оно уже стало стандартным, избитым и надоевшим. Такие фразы лишены образности, их часто вставляют без учета ситуации. Штампы делают речь скудной, убивают живое изложение. Часто их можно встретить в рекламных текстах, газетных заголовках. Примеры штампов:
- индивидуальный подход;
- широкий ассортимент;
- нацеленность на результат.
Клише, в отличие от канцеляризма, может присутствовать в разных стилях речи. Это речевые стереотипы, стандартные фразы и предложения. В отличие от штампа, который потерял образность и экспрессивность, оно сохраняет свою семантику, а в некоторых случаях и выразительность.
Клише это хорошо или плохо?

Известный лингвист В.В.Виноградов говорил, что «большинство людей говорит и пишет с помощью готовых формул, клише». Так ли плохо их использование?
На первый взгляд, у фраз клише много плюсов:
- сознание проще воспринимает часто повторяющиеся явления и соотносит с ними нужные словосочетания, так в повседневной жизни человек использует этикетные фразы;
- устоявшиеся речевые формулы легче произнести;
- процесс воспроизведения речи автоматизируется;
- коммуникация идет легче и быстрее;
- экономятся усилия, время и мыслительная энергия как говорящего (пишущего), так и слушателя (читающего).
Без сомнения, с готовыми, стандартными шаблонами работать проще: быстренько пишешь по определенному плану, и все хорошо. Вот только не нужно забывать, что обилие клише лишает текст уникальности и оригинальности. Такие слова и словосочетания делают его скучным, безликим, полностью убивают авторский стиль.
Клише не несут смысловой нагрузки, лишь утяжеляют текст и делают его нечитаемым. Значит, чтобы статью читали до конца, от клише нужно избавляться.
Уйти от стандартных фраз просто: нужно всегда писать (или говорить) по существу, избегать заезженных метафор и неуместных фразеологизмов. Штампы и клише – это пустота, а пустоту надо заполнить смыслом.
Кстати, не всегда клише – это плохо. Очевидно, что в публицистике, в художественном тексте, в обычной жизни они неуместны. Но, например, в официальном документе без них никуда: чем более клиширован документ, тем удобнее им пользоваться. И написание сочинений или научных работ не обходится без них: есть стандартные формулировки при написании введения, заключения, приведения аргументов.
В помощь копирайтеру
Можно ли научиться замечать слова-клише и убирать их из своего текста? Конечно! И начать следует с внимательной вычитки текста перед его отправкой или публикацией. Лучше свежим глазом просмотреть, насколько легко его читать, нет ли лишних слов и бессмысленных оборотов.
Помочь в проверке может сервис Главред.ру. Это бесплатный проект, где можно проверить текст на соответствие информационному стилю. Все ошибки, штампы и тяжелые конструкции подсвечиваются. Текст оценивается, нормой считается 8 баллов и выше.
Легких и оригинальных текстов!
Добавить комментарий